Меню
Председатель Дрибинского районного исполнительного комитета
Информационные материалы
Новое в законодательстве
Договор подряда является разновидностью гражданско-правового договора. Согласно ст. 656 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Сторонами по договору подряда являются заказчик и подрядчик. Оплата за выполненную работу производится после подписания акта приемки выполненных работ.
Пунктом 2 статьи 6 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) определено, что под действия ТК не подпадают отношения по поводу осуществления обязательств, возникающих на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством. Таким образом, положения ТК на лиц, выполняющих работу на условиях гражданско-правового договора, не распространяются.
Понятие трудового договора содержится в ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК). Трудовой договор — соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату. Сторонами трудового договора являются наниматель и работник. Наниматель по ТК — это юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником.
Круг лиц, с которыми могут быть заключены гражданско-правовые договоры, законодательством не ограничен. Такие договоры могут заключаться как с работниками, состоящими в штате организации, так и с другими лицами. Если гражданско-правовой договор заключен с работником, состоящим в штате организации, то работа по этому договору должна производиться в свободное от основной работы время. При приеме на работу сторожей (это считается охранной деятельностью) юридическое лицо должно обязательно иметь лицензию на осуществление охранной деятельности.
Права и обязанности физических лиц, заключивших с организацией гражданско-правовые договоры, во многом отличаются от прав и обязанностей работников организации, с которыми заключены трудовые договоры и которые по нормам трудового законодательства наиболее социально защищены.
При выполнении работ на основании гражданско-правовых договоров не предоставляются трудовые и социальные отпуска, не применяются правила оплаты труда (тарифы, ставки, оклады и др.), предусмотренные в ТК, а только нормы, определенные гражданским законодательством и соглашением сторон таких договоров. К договорам подряда не применимы требования по выплате минимальной заработной, по оплате ночной, сверхурочной работы, работе в государственные праздники и праздничные дни.
Кроме того, на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, не распространяется действие локальных нормативных правовых актов нанимателя (коллективные договора, Правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и т.д.), наниматель не должен вести учет рабочего времени в отношении данных лиц.
Согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников запись о работе по гражданско-правовым договорам, в частности по договору подряда, не вносится в трудовую книжку.
Пособие по временной нетрудоспособности гражданам, работающим по гражданско-правовым договорам, выплачиваются в счет начисленных обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения.
Указом Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005г № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» было установлено, что юридические лица, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах определенные в данном Указе существенные условия, в частности:
Ответственность за нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров установлена ст. 9.25 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров, а равно отсутствие в этих договорах вышеуказанных существенных условий, влекут наложение штрафа в размере десяти процентов от суммы договора, а при невозможности ее установления — до пятнадцати базовых величин.
В случае несоблюдения вышеуказанных норм законодательства гражданин, с которым был заключен гражданско-правовой договор, вправе обратиться с исковым заявлением в суд по месту регистрации организации о признании заключенного гражданско-правового договора трудовым договором.
Пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь определено, что защиту нарушенных прав или оспоренных гражданских прав осуществляет суд.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь граждане и юридические лица вправе осуществлять защиту гражданских прав в суде.
Согласно подпункту 1.9 пункта 1 статьи 257 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, физические лица, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, за подачу исковых заявлений по спорам о взыскании платы за выполненную работу, оказанную услугу, созданный объект интеллектуальной собственности.
Главный инспектор Горецкого
межрайонного отдела Могилевского
областного управления Департамента
государственной инспекции труда
В.С. Пашинская
Аттестация рабочих мест по условиям труда – система учета, анализа и комплексной оценки на конкретном рабочем месте всех факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности.
Основные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация):
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в целях:
При проведении очередной аттестационной кампании руководителям организаций необходимо обратить внимание на следующие моменты.
Аттестация проводится один раз в пять лет. При этом аттестация считается завершенной, и ее результаты применяются с даты издания приказа нанимателя об утверждении результатов аттестации.
Аттестация проводится аттестационной комиссией в соответствии с приказом работодателя.
В состав аттестационной комиссии рекомендуется включать работников отделов и служб:
Также рекомендуется включать:
Аттестационная комиссия определяет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (далее – перечень).
В перечень в обязательном порядке включаются профессии (должности), которые предусмотрены в:
По решению аттестационной комиссии организации в перечень могут быть включены и другие места при наличии для этого оснований.
Большую роль в объективности оценки условий труда при аттестации играет качественно составленная фотография рабочего времени. Фотография рабочего времени позволяет определить:
В ходе проведения аттестации оценке подлежат все присутствующие на рабочем месте вредные и опасные факторы производственной среды, тяжесть и напряженность трудового процесса, обусловленные технологическим процессом, применяемом на конкретном рабочем месте оборудованием, выполнением работы, предусмотренной Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих для профессии и Едином квалификационном справочнике должностей служащих для должности, должностной (рабочей) инструкцией, трудовым договором.
Измерения и исследования уровней вредных и опасных факторов производственной среды для аттестации проводятся испытательными лабораториями, аккредитованными в соответствии с требованиями системы аккредитации Республики Беларусь.
Оценка условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса осуществляется специалистами организации или организация привлекает на договорной основе юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) в соответствии с законодательством на оказание услуг в области охраны труда по проведению аттестации.
По итогам аттестации (по формам, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты) составляются:
Перечни рабочих мест, согласованные с профсоюзом (профсоюзами), утверждаются приказом нанимателя.
В приказе также указываются рабочие места, на которых результатами аттестации не подтверждены (с указанием конкретных причин) условия труда, дающие право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также условия труда, влекущие обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников.
Компенсации по результатам аттестации предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня.
Учет фактической занятости работников с вредными и (или) опасными условиями труда, подтвержденными результатами аттестации, ведется нанимателем.
Работники, на рабочих местах которых проводилась аттестация, должны быть ознакомлены с итоговыми документами по результатам аттестации (карта, приказ) под роспись.
Наниматель в месячный срок после завершения аттестации представляет на бумажном носителе в управления (отделы) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов по месту регистрации организации и органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по месту постановки на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов по одному экземпляру копий:
В управления (отделы) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов наниматель представляет также план мероприятий по улучшению условий труда.
Иные документы по аттестации представляются в управления (отделы) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов в электронном виде в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты.
Работодатели несут ответственность за несоблюдение требований о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с законодательством.
Аттестация в электронном виде
С 25 января 2014 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда» от 12 июля 2013 г. № 61-З (далее – Закон).
В соответствии с полномочиями указанными в статье 9 Закона Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь организует создание и актуализацию банка данных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
В связи с внесением изменений в Закон постановлением Совета Министров РБ от 11.01.2014 № 15 поручено республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству РБ, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам обеспечить представление в управления (отделы) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов документов по аттестации, проведенной организациями в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 22.02.2008 № 253 (далее - Положение № 253), в электронном виде в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты РБ, в т.ч.:
1) до 31 декабря 2014 г. - документов по аттестации, действующей на 1 января 2014 г.;
2) до 1 января 2017 г. - документов по аттестации, действующей на 1 января 2009 г.
Данная норма введена в связи с формированием Единого республиканского банка данных «Результаты аттестации» (далее –БД «Результаты аттестации») в целях:
Для формирования БД «Результаты аттестации» предусмотрено программное обеспечение Модуль электронной формы предоставления результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – МЭФ «Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда»).
МЭФ «Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда» предназначен для эксплуатации в организациях Республики Беларусь, проводящих аттестацию рабочих мест по условиям труда.
МЭФ «Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда» позволяет выполнять следующие основные операции:
Программное обеспечение Модуль электронной формы «Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда» и пакет эксплуатационных документов к нему размещены на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (http://mintrud.gov.by) в разделе «Деятельность»/«Государственная экспертиза условий труда»/«Автоматизированная информационная система «Мониторинг условий труда на производстве».
Документы по аттестации в виде электронных документов предоставляются нанимателем в БД «Результаты аттестации» через Интернет-приложение АИС Мониторинг условий труда» (http://arm.mintrud.by).
Руководителям организаций вех форм собственности Дрибинского района и заинтересованным специалистам необходимо организовать работу по вводу в бузу данных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в электронном виде в установленные сроки.
Тел. для справок: Могилев Комитет ТЗтСЗ
Титова Анна Сергеевна 8 0222 326666