predsedatel
Дмитрий Павлович Чигирь

Председатель Дрибинского районного исполнительного комитета

Дрибинщина — живописный, красивейший уголок с богатой историей и трудолюбивыми людьми, которые всегда очень рады гостям!

Дрибинский районный
исполнительный комитет

Историко-культурные ценности

Кодэкс Рэспублікі Беларусь аб культуры ад 20 ліпеня 2016 г. № 413-З

Памятка «О требованиях законодательства по охране историко-культурного наследия Республики Беларусь для собственников (пользователей) материальных историко-культурных ценностей»

Административные процедуры выполняемые Министерством культуры Республики Беларусь по вопросам охраны историко-культурного наследия

Памятка для местных исполнительных и распорядительных органов при осуществлении мероприятий по приведению зданий, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, в надлежащее состояние

Рекомендации о составе и порядке разработки проектов зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей

Совместные разъяснения МАРТ и Минкультуры от 04.12.2020 № 10-19/1712К/04-09/6949 о некоторых вопросах размещения средств наружной рекламы на недвижимых материальных историко-культурных ценностях, их территориях и зонах их охраны

Письмо Министерства культуры от 24.12.2020 №04-09/7373 «О применении упрощенного порядка проведения работ»

Закон Рэспублікі Беларусь ад 21 ліпеня 2022 г. № 201-З «Аб змяненні законаў па пытаннях культуры»

Историко-культурные ценности — это материальные объекты и нематериальные проявления творчества человека, которые имеют отличительные духовные, художественные и (или) документальные достоинства и которым придан статус историко-культурной ценности.

Государственная политика Беларуси в сфере культуры направлена на сохранение самобытности культуры белорусского народа и национальных традиций, возрождение, сохранение и развитие культурного наследия, обеспеченности доступности культурных ценностей для всего населения.

Работа по охране историко-культурного наследия на территории Дрибинского района осуществляется в соответствии с требованиями Кодекса Республики Беларусь о культуре.

Нематериальные историко-культурные ценности

Нематериальное наследие — совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности человеческого сообщества, формирующих у его членов чувство самобытности и преемственности. К нематериальному культурному наследию относятся обычаи, знания и навыки, язык, устный эпос, музыка, танец, игры, мифология, ритуалы, ремесла, традиционные формы коммуникации и экологические представления, знаки и символы и т.п.

Охрана нематериального культурного наследия вызывает интерес для всего человечества — это ключевое и главное положение Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия, принятой Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в октябре 2003 года.

В Дрибинском районе нематериальное наследие представлено следующими объектами Государственного Списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь: самобытным промыслом, получившим локальное название «шаповальский» с уникальным языком «Катрушницкий лемезень» («Творчество мастеров-шаповалов») и технологией плетения лаптей в деревне Коровчино («Традиционная технология плетения лаптей»).

Шаповальство

Шерстобитно-валяльное ремесло или шаповальство — умение вручную валять валенки, возникло в начале ХІХ столетия. Отличительной чертой этого ремесла является то, что оно не требует сложных орудий труда.

Валяльный промысел — визитная карточка Дрибинского района. Изделия Дрибинских «шаповалов» славились тем, что они были очень прочными и красивыми. Самыми известными были шапки («магерки»), которые являлись неотъемлемой частью местного костюма, а также были распространены по территории всей Беларуси. Помимо того, можно отметить ещё некоторые изделия из овечьей шерсти: «брыль» — мужской головной убор, «лямец» — валенный материал из шерсти, используемый с давних времен для изготовления лошадиной упряжи, варежки.

Возрождение и популяризация шаповальского ремесла стала возможной в 50-х годах ХХ столетия. В 2009 году творчеству мастеров-шаповалов Дрибинского района за мастерское владение уникальной и редкой технологией валяльной добычи, воплощенной в производстве валяных изделий из шерсти, был придан статус историко-культурной ценности Республики Беларусь.

Государственное учреждение культуры «Дрибинский районный историко-этнографический музей» является объектом культурного туризма, носителем сохранения, возрождения, развития и популяризации шаповальского ремесла. Работники музея участвуют совместно с мастерами-шаповалами в районных, областных, республиканских выставках-ярмарках, фестивалях, праздниках и мастер-классах.

При районном историко-этнографическом музее действует творческая научно-практическая лаборатория по использованию культурного наследия «шаповальства».

На базе музея создано народное любительское объединение «Шаповал» и образцовое детское любительское объединение «Катрушник». Подрастающее поколение с увлечением знакомится с мастерством шаповалов, обучаются основам ремесла, изучают специальный язык мастеров «Картушницкий лемезень». Активно участвуют в работе объединения «Шаповал» дрибинские мастера: Масанин И.Л., Осиповский В.С., Осиповская М.М., Черепович Т.М., Черепович Ю.А.

Основу музейной экспозиции составляет элемент нематериального культурного наследия — шаповальство, где представлены орудия труда мастеров, показан технологический процесс, представлена выставка образцов валеных изделий и сувенирная продукция из цветной шерсти.

В целях развития интереса к традициям шерстобитно-валяльного ремесла Дрибинского края сотрудники музея регулярно проводят музейно-педагогические занятия, экскурсии, мастер-классы по сухому и мокрому валянию, интерактивные мероприятия, которые знакомят молодежь, гостей и жителей района с нематериальным и культурным наследием, с передачей умений и навыков шаповальского ремесла.

Одним из традиционных мероприятий, популяризирующих шерстобитно-валяльный промысел, является музейный праздник «День валенка», который проходит в последнюю пятницу ноября и рассказывает о секретах уникального ремесла.

На сегодняшний день технология шаповальства широко рекламируется и пропагандируется не только на территории Дрибинского района, но и за его пределами. Современные валенки приобрели сейчас статус модной обуви, обладающей целебными свойствами. Традиция «Шаповальство в Дрибинском регионе» имеет большую популярность, вызывает интерес со стороны научных работников, молодежи, детей и, несомненно, туристов, так как больше нигде нельзя научиться изготавливать валенки, изучить интересный уникальный язык — «Катрушницкий лемезень».

Технология плетения лаптей в Дрибинском районе

Технология плетения лаптей — традиционное ремесло, которое было распространено на территории Дрибинского района.

Лапти — самая древняя обувь в Восточной Европе, причём, — очень удобная, лёгкая, просторная, «дышит», ноги её почти не чувствуют. И в жару, и в холод наши предки ходили в лаптях.

Плетение лаптей — традиционное ремесло, которое было распространено на всей территории Дрибинского района.

Сегодня лапти утратили своё функциональное предназначение, как обувь. Между тем, интерес к лаптям всё более возрастает. На республиканских выставках, международных фестивалях в Бобруйске, Минске, Могилёве, Климовичах, Горках большой интерес вызвали лапти, изготовленные Дрибинскими мастерами.

Безусловно, интерес к лаптям объясняется, прежде всего, с исторической точки зрения, как к уникальному достижению прошлого.

Остаётся актуальной роль лаптей, как неотъемлемого атрибута сценических костюмов.

Всё большее распространение приобретает спрос на лапти, как обувь для отдыха на природе (широко известны их лечебные свойства и медики особенно рекомендуют ходить в лаптях людям пожилого возраста и беременным женщинам).

Лапти — один из важнейших символов традиционного национального быта, они широко используются в качестве важного элемента народных обрядов.

Растёт популярность лаптей, как сувенирной продукции.

Как сплести настоящие лапти, ни в древних, ни в современных книгах, не найдёшь. Умение это передавалось от отца к сыну, и не было необходимости в описаниях. Найти сегодня хорошего мастера по плетению лаптей сложно и потому перед сотрудниками Дома ремёсел д. Коровчино стояла задача — возродить древнее ремесло, не дать ему исчезнуть. Сохранили умения и навыки плетения лаптей в Дрибинских деревнях Абраимовке, Жевани, Коровчино Кононкова Н.А., Збродова Е.А., Кирилова Н.П. Секреты своего мастерства местные умелицы передали специалистам Дома ремёсел. Преемницей технологии плетения лаптей на Дрибинщине, инициатором её возрождения стала Закликовская Л.С., директор Дома ремёсел. Освоив в совершенстве это мастерство, она была принята в Белорусский Союз мастеров народного творчества. Продолжают традиции предков дети, приобретая навыки и умения древнего ремесла в кружке «Лапоточек» при Доме ремёсел.

C целью популяризации технологии плетения лаптей сотрудниками Дома ремёсел проводятся мастер-классы, семинары-практикумы, консультации, работает творческая мастерская для взрослых и детей. В выставочном зале Дома ремёсел действует постоянная выставка работ мастеров и учащихся «Лапти — обувь наших предков». Подготовлен и распространяется буклет «Плетение лаптей — приоритетное направление деятельности Дома ремёсел». Дрибинские лапти экспонируются на многочисленных выставках и фестивалях. Интерес к этому виду народного творчества вызывают и публикации в средствах массовой информации по материалам, подготовленным сотрудниками Дома ремёсел.

Результаты исследований, многоплановой работы по возрождению и сохранению технологии плетения дрибинских лаптей — проект «Возрождение традиционной технологии плетения лаптей мастерами Дрибинского района» — представлялся на научно-практической конференции «Ремёсла Могилевщины. Традиции и современность».

В ноябре 2011 г. технологии плетения дрибинских лаптей был присвоен статус нематериальной историко-культурной ценности РБ.

Сегодня в Дом ремёсел поступают заявки из городов Беларуси, России, Германии на изготовление лаптей, как экспонатов для музеев, от учёных, для которых лапти стали объектом исследования, от частных лиц — в качестве полезной, экологически чистой обуви для отдыха.

Драники — еще один бренд нашей Дрибинщины

Традиционные блюда, дошедшие до нас с давних времен, свидетельствуют о рациональности, экономичности и разнообразии питания наших предков. Кулинарные пристрастия белорусов, особенно жителей сельской местности, продолжают сохранять национальную самобытность.

Жители агрогородков и деревень Дрибинского района в большинстве практикуют сельскохозяйственный образ жизни, остаются верными старинным традициям своих предков, и именно благодаря этому, рецепты и секреты приготовления старинных блюд дошли до нашего времени. Блюда из картофеля сегодня — основные повседневные блюда каждой хозяйки. Кроме драников на Дрибинщине из тертой картошки готовят блины, «щепу», «бабку», «колдуны», «клецки» и другие блюда.

Приемником традиции приготовления драников по семейному рецепту, передающемуся от хозяйки детям и внукам от нашего района стала Светлана Викторовна Пугач из деревни Белая, с детства знакомая с рецептом драников.

В послевоенные годы картофель и зерно были почти основной едой простой белорусской семьи. По-осени, когда картошки было много, ее бабушка, а потом мать, готовила в печи вкуснейшие драники. Она, будучи еще совсем маленькой, со своими братьями и сестрами, сидев на печи, очень ждали, когда их позовут к столу. В чугунке, стоявшем в центре стола, парила картошка с фасолью, сбоку лежали на рушничке пшеничные блины, в горшочке поменьше — перловая каша, и самое вкусное — драники, в которые можно было ввернуть шкварку.

Так готовила ее бубуля. Потом рецепт переняла и мать Светланы-Вера Петровна Соловьева. Детей у Веры Петровны четверо. Работая и в колхозе, и на своем подворье, времени на выготовку разных блюд было мало. И еду готовила мать вместе с детьми: они чистили и драли на терке картофель, мелко резали лук, и в их семейном рецепте, ко всему привычному, добавляли капусту.

Потом простые блюда стала делать и сама Светлана. Драники были частым «гостем» на столе. Летом — вприкуску с окрошкой, холодным щавелем, холодником, молоком. Зимой чаще со сметанкой, шкваркой.

В настоящее время драники Светлана, как и любая современная хозяйка, готовит на газовой плите. Рецепт остался старым: потертый картофель, мелко нарубленный лук и капуста, яйцо, специи. Для внуков можно добавить морковь, и драник получает красивый оранжевый цвет.

На сегодняшний день невозможно себе представить ни один стол без картошки. Ведь она, как известно, второй хлеб белорусов. Изучение, сохранение и использование традиций обрядовой и праздничной кухни способствует формированию у молодого поколения белорусов глубокого уважения к многовековым народным культурным ценностям.

В современный период процесс возрождения традиции национальной культуры набирает популярность. Работники учреждений культуры, занимаются изучением, освоением и сохранением белорусских народных традиций, фольклора, национальной кухни. Организуя проведение народных праздников, работники учреждений культуры приобщают молодежь и детей к народным традициям и возвращают к народным истокам.

В нашем районе, в основном, модель передачи элемента «Драники» в сообществе — это в семье, от поколения к поколению. На региональном фестивале народного творчества, народных промыслов и ремесел «Дрибинские торжки» в работе крамниц, подворий сельскохозяйственных предприятий и организаций района, на районных праздниках в работе торговых рядов, при участии творческих коллективов в районных, областных и республиканских мероприятиях, праздниках и фестивалях — в работе площадки района, а также через издания и средства массовой информации.

Белорусский республиканский научно-методический совет по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь единогласно поддержал предложение о придании статуса историко-культурной ценности традициям приготовления и употребления блюд из тертого картофеля (драников, картофельных блинов, бабки) на территории Брестской, Витебской, Гродненской, Гомельской, Могилевской, Минской областей.

На основании протокола решения Белорусского республиканского научно-методического совета по вопросам историко-культурного наследия от 13.05.2022 № 04-01-02/4 наши белорусские драники включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Дрибинский район занимает почетное место среди районов Могилевской области, а это значит, что мы, как народ нашей замечательной страны, учимся распознавать и ценить уникальность нашего жизненного уклада — то, что нас, белорусов, объединяет и отличает от соседей, какими бы близкими мы ни были духовно. А это еще один шаг к самопознанию нации, даже если это касается самых простых и обыденных вещей.

Материальные историко-культурные ценности

Культурное наследие — неисчерпаемый источник творческой фантазии поколений, примеров совершенства таланта народов. Памятники древне-белорусской культуры свидетельствуют про славную и героичную жизнь народа. В них отражается историческая жизнь, высокая художественная и духовная культура, традиции наших предков. Несмотря на прошедшие столетия, огромнейшие разрушения минувших воин, а временами и целенаправленное уничтожение памятников в советский час, на Дрибинской земле сохранились храмы, жилые дома, разнообразные застройки далекого исторического прошлого. Это материализованный опыт культурного народа, который помогает нам сегодня видеть жизнь в движении и связи времен.

К материальным историко-культурным ценностям относятся: документальные памятники, заповедные места, памятники археологии, архитектуры, истории, градостроительства и искусства. На территории Дрибинского района находятся 8 объектов включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь:

  • братская могила в г.п. Дрибин 1943-1944 гг.;
  • братская могила в д. Рясно 1943-1944 гг.;
  • братская могила в д. Черневка 1944 гг.;
  • братская могила в д. Кричеватка 1943-1944 гг.;
  • братская могила в д. Головичи 1943-1944 гг.;
  • стоянка каменного века;
  • комплекс бывшей усадьбы конца XIX века в дер. Рясно Дрибинского района Могилевской области;
  • остатки костела нач. XIX века в дер. Рясно Дрибинского района Могилевской области.

Братские могилы

Братская могила в д. Рясно. Памятник истории 3 категории. Братская могила находится на территории Рясненского сельского совета и расположена в сквере возле здания магазина. В могиле захоронены советские воины, которые погибли в боях против немецко-фашистских захватчиков в 1943-1944 годах. Среди похороненных — воины 32, 42, 60, 70, 95, 160 стрелковых дивизий. В 1964 года на могиле возведен памятник — скульптура воина.

Братская могила в г.п. Дрибин. Памятник истории 3 категории. Братская могила находится на перекрестке улицы Ленина и Темнолесской. В могиле захоронены воины и партизаны, которые погибли при освобождении Дрибина в 1943 году в боях против немецко-фашистских оккупантов. Среди захороненных воины 70-й и 222-й стрелковых дивизий. В 1984 году на могиле возведен памятник — скульптура воина с автоматом, вокруг — стелы с именами погибших воинов и земляков.

Братская могила в д. Черневка. Памятник истории 3 категории. Братская могила находится на территории Черневского сельского Совета, возле церкви Святой Троицы. В могиле захоронены воины 42-й стрелковой дивизии, 49-й армии 2-го Белорусского фронта, которые погибли при освобождении деревни от немецко-фашистских захватчиков в июне 1944 года, среди погибших — Ежков Иван Степанович, Герой Советского Союза. В 1956 году на братской могиле возведен обелиск.

Братская могила в д. Кричеватка. Памятник истории 3 категории. Братская могила находится на территории Рясненского сельского Совета, в центре деревни в парке. В могиле захоронены воины, которые погибли в боях против немецко-фашистских захватчиков в 1943-1944 годах. Среди захороненных — воины 49-й, 64-й, 200-й, 369-й стрелковых дивизий, которые держали оборону на этом участке линии фронта. В 1948 году на могиле возведен обелиск, рядом доски с именами погибших земляков.

Братская могила в д. Головичи. Памятник истории 3 категории. Находится на территории Первомайского сельского Совета, на северной окраине деревни. В 1978 году на братской могиле возведен памятник — скульптура воина с автоматом.

Стоянка каменного века. Памятник археологии 3 категории. Стоянка находится на первой надпойменные террасе правого берега р. Проня, около старицы, в 0,4 км к северу от деревни Осиновка Дрибинского района. Стоянка была открыта и обследована в 1985 г. В.Ф.Копытиным и В.Я.Кудряшовым. На вспаханной поверхности по исследованиям В.Ф.Копытина были найдены правильно ограненные пластины и отщепы. В настоящее время стоянка находится на территории Михеевскага сельского Совета, культурный слой не распахивается.

Усадебный комплекс в дер. Рясно конца ХIХ в.

Памятник архитектуры 2 категории. Комплекс расположен в центре деревни и является памятником архитектуры XIX века. Усадебный комплекс построен в 1895 году, как летняя резиденция помещика Л.А.Спыткова. Комплекс, включал в себя каменный жилой дом, деревянный амбар, винокурню и небольшие хозяйственные постройки.

Жилой дом. Одноэтажное строение с цокольным этажом. Маленькие ризалиты по углам боковых фасадов и вся поверхность наружных стен расчленены горизонтальными рустованными лопатками. Под двухскатной крышей проходит ступенчатый карниз. Цоколь и основной этаж отделан поясом орнамента. Оконные проемы высокие, прямоугольные, без излишеств. Входы в дом выделены высоким каменным крыльцом. Внутренняя планировка строения нерегулярная.

1 сентября 1918 года в здании открыли школу. Во время оккупации Дрибинского района в доме находился военный госпиталь. С 1943-1944 гг. в подвале дома находился маслодельный завод. Затем до начала 1990-х годов в строении размещалась средняя школа. В настоящее время здание пустует и требует реконструкции.

Амбар. Компактный сруб с двухскатной крышей, которая с одной стороны образовывает глубокий навес на двух деревянных столбах круглого сечения.

Винокурня. Помещение размещено поодаль от остальных строений. Одноэтажное каменное здание. Центральная часть выделена высокой мансардой с полукруглым окном. Фасады украшены аркатурными поясами. Оконные проемы без излишеств. Винокурня действовала, как спиртзавод до 1986 года. В 1986 году спиртзавод был закрыт.

Усадебный комплекс — памятник архитектуры неоклассицизма с элементами народного деревянного зодчества.

Остатки костела начало XIX века в дер. Рясно Дрибинского района

Памятник архитектуры 2 категории. Костел находится в центре деревни Рясно. Композиционное построение здания было характерно для эпохи классицизма, для которой было характерно монументальность форм, богатство и пышность интерьеров, распространенность галерей, портиков с колоннами. В 1751 году на средства Михаила Поцея в местечке строится деревянный костел ордена Иезуитов под названием Святого Косьмы. В сентябре 1775 года, с разрешения императрицы Екатерины II, костел утверждается на неопределенное время приходским. Деревянный костел просуществовал до начала XIX века, когда вследствие сильного пожара он был уничтожен.

Согласно архивным источникам строительство нового каменного костела в местечке Рясна началось в 1812 году. В 1818 году костел был построен из кирпича. В 1819 году храм был освящен под титулом Святого Казимира. Новый храм утверждается как приходской.

Костел представлял собой трехнефный объем, имеющий в плане форму базилики с прямоугольной апсидой и двумя сакристиями. Причем объем боковых нефов ниже основного и апсиды. Здание было накрыто двускатной крышей. Главный фасад, оформленный небольшими полуциркульными нишами и треугольными сандриками, определяет чытырехколонный портик дорического ордена, который завершается треугольным фронтоном с развитым антаблементом.

Боковые фасады памятника имеют ризалиты с портиками, также состоящими из четырех колонн. Аналогично главному фасаду, оформлены с помощью двух полуциркульных ниш. Кроме того плоскости боковых фасадов были декорированы сандриками над дверными и оконными проемами.

Храм — прямоугольной формы в плане базилика. В восточной части строение завершено высокой прямоугольной апсидой с полукруглым оконным проемом.

Костел является памятником архитектуры классицизма с широким использованием, здание имело 18 окон. На алтарной части костела располагалось одно полукруглое окно. Бабинец был разделен двумя деревянными перегородками.

Внутри пространство храма было разделено на нефы 16 колон, которые соединялись кирпичными сводами. Вероятно цилиндрическими. Пол был сделан из тарчиц (небольших дощечек, типа паркетной). Информация, содержащаяся о внутреннем и внешнем виде костела, имеется в «Ведомостях о костелах за 1831 год». Крыша костела первоначально была деревянная. Кроме того, существовало три крыльца, которые имели по три ступеньки.

Первые сведения о повреждении костела относятся к 1843 году. Большая буря повредила крышу костела.

В 1853 году начался один из самых крупных ремонтов Рясненской приходской римско-католической церкви, который длился несколько лет.

В дальнейшем о костеле известно, что в 1910 году он находился в хорошем состоянии, был действующем и не требовал ремонта.

Во время Великой Отечественной войны костел сильно пострадал.

Кроме самого костела на плаце размещались: хозяйственная постройка, огород, сад, кладбище, деревянная колокольня. Эти постройки не сохранились.

Костел д. Рясно — является одним из ярких примеров классицизма, направления распространенного на территории Беларуси в XVIII-XIX веках.

До настоящего времени сохранились кирпичные стены и своды здания, которые могут служить остовом для реставрации и реконструкции здания.