Меню
Председатель Дрибинского районного исполнительного комитета
Безналичные жилищные субсидии
О порядке предоставления гражданам Беларуси безналичных жилищных субсидий
С 1 октября 2016 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 29.08.2016 № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий», который предусматривает внедрение системы предоставления государственной помощи для частичной компенсации при оплате основных жилищно-коммунальных услуг (далее – ЖКУ) с учетом общего дохода семьи, площади жилья потребителей и определенных условий потребления услуг.
Что такое безналичная жилищная субсидия и какие жилищно-коммунальные услуги подлежат субсидированию?
Субсидия - форма государственной поддержки граждан для частичной оплаты жилищно-коммунальных услуг, то есть разница между начисленной по нормативам суммой платы за жилищно-коммунальные услуги и суммой обязательного платежа, составляющего 20 % совокупного дохода для городских и 15 % - для сельских жителей.
Субсидированию подлежат услуги по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению (канализации), газо-, электро- и теплоснабжению, а также снабжению сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок, капитальному ремонту, техобслуживанию жилого дома и лифта, обращению с твердыми коммунальными отходами, санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома, возмещению расходов на электроэнергию для освещения подъездов и работы лифтов в многоквартирном жилом доме.
Стоит обратить внимание, что в этом перечне нет текущего ремонта и платы за пользование жилым помещением государственного жилфонда. А это значит, что субсидия на возмещение расходов, которые собственник понесет, например, при текущем ремонте подъездов или по арендной плате, предоставляться не будет.
Не будут субсидироваться также дополнительные ЖКУ, от которых человек может отказаться. То есть на техническое обслуживание домофонов, систем видеонаблюдения, работу консьержей, аренду и замену напольных грязезащитных ковровых покрытий, обустройство придомовых территорий элементами озеленения, благоустройство и их дальнейшее содержание субсидию получить нельзя.
ПОЛУЧИТЬ СУБСИДИЮ СМОГУТ СЕМЬИ ИЛИ ОДИНОКИЕ ГРАЖДАНЕ, ЧЬИ ЗАТРАТЫ НА ОПЛАТУ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ПРЕВЫСЯТ 20 % ОТ СОВОКУПНОГО ДОХОДА В ГОРОДЕ И ПОСЕЛКЕ ГОРОДСКОГО ТИПА И 15 % — В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Кому предоставляется безналичная жилищная субсидия?
БЖС будут предоставляться собственнику или нанимателю жилого помещения государственного жилфонда, члену организации застройщика либо членам семьи, проживающими с ними совместно. Получить субсидию смогут семьи или одинокие граждане, чьи затраты на оплату жилищно-коммунальных услуг превысят 20 % от совокупного дохода в городе и поселке городского типа и 15 % — в сельской местности. Это так называемый определенный государством размер обязательного платежа за жилищно-коммунальные услуги, который необходимо будет погашать ежемесячно. Все, что будет начислено сверх этого, но в рамках утвержденных нормативов потребления, — компенсирует государство.
Кому жилищные субсидии не положены, даже если общий доход небольшой и позволяет их получить?
В оформлении БЖС будет отказано, если владелец жилья или кто-либо из совместно проживающих с ним членов семьи будет иметь в собственности несколько жилых помещений (например, квартиру и дом в деревне, две квартиры и т. п.) или долей в другой квартире (исключение составляют только многодетные семьи), сдавать жилье по договору найма или владеть квартирой, в которой зарегистрировано частное унитарное предприятие. Это правило действует даже в том случае, если совокупный доход мал и позволяет претендовать на субсидию.
ЕСЛИ ВЫЯСНИТСЯ, ЧТО ДАННЫЕ О ДОХОДАХ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ПРИДЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ВЕРНУТЬ ВСЮ НАЧИСЛЕННУЮ БЖС, НО И ЗАПЛАТИТЬ ПЕНЮ ЗА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАКОЙ ПОМОЩИ
Приостановить выплату субсидии могут, если собственник поменяет место жительства (оформить госпомощь можно по новому месту жительства, предоставив пакет документов в другую службу субсидирования), приобретет еще одну недвижимость, начнет сдавать квартиру или комнату внаем или предоставит недостоверные данные о доходах. Необходимо отметить, что ответственность за достоверность предоставленных данных лежит на заявителе. И если выяснится, что данные о доходах не соответствуют действительности, придется не только вернуть всю начисленную БЖС, но и заплатить пеню за каждый день предоставления такой помощи. Если же ошибка обнаружится в документах, полученных по запросу службой субсидирования, или же в расчетах, ответственность будут нести службы, занимающиеся расчетом и начислением субсидий.
Кстати, от субсидии можно отказаться, написав заявление в службу субсидирования о прекращении предоставления субсидии.
Граждане, являющиеся нанимателями квартир у частных лиц или принадлежащих ведомствам или предприятиям, не смогут оформить БЖС.
Также не смогут претендовать на субсидию члены семьи, проживающие в жилом помещении собственника, в случае если сам собственник зарегистрирован в другом жилом помещении. Например, мать является собственником квартиры, но официально зарегистрирована и проживает в жилом доме своей дочери. В квартире остались жить ее сын с женой и малолетними детьми. Оформить субсидию они, не являясь хозяевами жилья, не смогут.
БЖС будет предоставляться на основе заявительного и выявительного принципов. По выявительному принципу помощь государства смогут получить неработающие пенсионеры или неработающие совершеннолетние инвалиды, если совместно с ними не проживают трудоспособные члены семьи. Этим категориям граждан никаких справок и документов собирать не нужно, субсидию им назначат по данным, которые в службу субсидирования будут предоставлены из соответствующих ведомственных структур - Минтруда, Фонда социальной защиты населения, «Белгосстраха», кадастрового агентства, исполкомов. То есть государство позаботилось о том, чтобы одинокие пенсионеры и инвалиды не стояли в очередях и не платили госпошлину за сбор необходимых документов.
По заявительному принципу субсидия будет предоставляться остальным категориям. Иными словами, семьи и граждане, чьи платежи за коммунальные услуги превысят установленный Указом процент обязательного платежа за коммуналку, должны самостоятельно собрать пакет документов и обратиться с заявлением в организацию ЖКХ, уполномоченную на начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, по месту жительства. Сумма господдержки в каждом случае будет рассчитываться индивидуально, с учетом совокупного дохода семьи, общей площади жилого помещения, количества проживающих граждан, количества оказываемых жилищно-коммунальных услуг.
ВРЕМЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НЕ ДАЕТ ПРАВА НА ОФОРМЛЕНИЕ СУБСИДИИ.
Вопросы-ответы:
Если человек зарегистрирован, например, в Минске, но временно переехал к пожилым родителям-инвалидам в Гомель, чтобы ухаживать за ними, будет ли учитываться его доход при определении совокупного дохода для получения субсидии по месту жительства родителей?
Нет. Если родителям-инвалидам будет положена субсидия, ее рассчитают и назначат автоматически по выявительному принципу. Их родственник может обратиться за назначением субсидии по основному месту жительства. Временная регистрация не дает права на оформление субсидии.
На какой срок предоставляется жилищная субсидия?
По выявительному принципу будут приниматься в расчет доходы семьи за три месяца, а по заявительному — за шесть месяцев, предшествующих месяцу обращения. На этот же срок и будет предоставлена БЖС. Допустим, счета за коммунальные услуги в отопительный период «съедают» 25 % дохода городской семьи, собственник квартиры собирает необходимые документы и данные за 6 месяцев и обращается за получением субсидии. Но получать ее он будет последующие 6 месяцев. Может оказаться, что в летний период платежи за коммунальные услуги будут ниже 20 % общего дохода семьи, соответственно на следующие полгода субсидию семье не начислят. Подтверждать право на БЖС собственнику квартиры нужно каждые полгода, это значит — придется собирать полный пакет документов и справок. Но все это касается заявительного принципа, одиноким пенсионерам и инвалидам субсидию будут пересчитывать автоматически каждые три месяца.
Заявление на получение субсидии рассматривается должностными лицами в течение 10 дней. Если потребуется запросить дополнительные документы, срок рассмотрения может увеличиться до 15 дней. Если потребуется проверка предоставленных документов — до 20 дней. Решение о назначении субсидии вступает в силу в месяц, следующий за месяцем его принятия.
Какие документы необходимы для оформления субсидии?
Собственнику жилья необходимо предоставить в службу субсидирования полный пакет документов, а именно:
Некоторые документы служба субсидирования будет запрашивать самостоятельно, например, справку о месте жительства и составе семьи заявителя, справку о принадлежащих заявителю и проживающим совместно с ним членам его семьи правах на объекты недвижимого имущества (жилые помещения) либо об отсутствии таких прав, сведения о собственнике имущества частного унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое помещение заявителя, а также сведения о наличии у заявителя и проживающих совместно с ним членов его семьи договоров найма (поднайма) жилого помещения. При этом за справку о принадлежащих заявителю и проживающим совместно с ним членам его семьи правах на объекты недвижимого имущества (жилые помещения) либо об отсутствии таких прав нужно будет заплатить самому заявителю.
ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ БЕЗНАЛИЧНУЮ ЖИЛИЩНУЮ СУБСИДИЮ, НЕОБХОДИМО ПРЕДОСТАВИТЬ ДОКУМЕНТ О ДОХОДАХ ЗА КАЖДЫЙ ПОЛНЫЙ МЕСЯЦ В ТЕЧЕНИЕ ПОЛУГОДА
Какие доходы будут учитываться при начислении БЖС?
Это все виды пенсий (в том числе получаемых из других государств), ежемесячные страховые выплаты, денежное содержание, все виды стипендий, пособий, материальной и денежной помощи, заработная плата, денежное довольствие, суммы, начисленные по гражданско-правовым договорам; доходы, полученные лицами в период отбывания наказания в местах лишения свободы, доплаты за ученые степени и ученые звания, доходы, полученные от использования объектов интеллектуальной собственности, алименты, доходы по акциям (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям и другое); суммы денежных средств, получаемые в результате наследования, дарения, пожертвования и благотворительности; гранты, доходы от предпринимательской и другой деятельности и др.
При этом нужно учесть такой момент: чтобы получить безналичную жилищную субсидию, необходимо предоставить документ о доходах за шесть месяцев.
Среднемесячный совокупный доход гражданина (семьи) для предоставления субсидии по заявительному принципу определяется как соотношение суммы доходов гражданина (семьи) за шесть месяцев и количества месяцев, в которых они были получены.
В перечне нет доходов (%) от денежных вкладов в банковских учреждениях, а также дотаций и других видов доплат (на питание в детских садах, школах и т. д.) для семей, имеющих статус многодетных. Значит ли это, что эти виды доходов не будут учитываться при определении совокупного дохода для начисления субсидии?
Перечень доходов для предоставления БЖС, утвержденный постановлением Совета Министров от 27 сентября 2016 г. № 778, является исчерпывающим. Соответственно, если какого-то вида доходов в нем нет, значит, при расчете совокупного дохода он учитываться не будет.
Справка о доходах - документ обязательный? Может ли оформить субсидию собственник квартиры, который, например, проживает один, учится на платном отделении в вузе, доходов не имеет и находится на иждивении?
Получить субсидию могут семьи или одинокие граждане, чьи затраты на оплату жилищно-коммунальных услуг превысят 20 % от совокупного дохода в городе. Если дохода у гражданина нет, значит, субсидия, следуя простым математическим правилам, не начисляется.
По какому принципу будут начислять субсидию пенсионерам и инвалидам, если они проживают совместно с трудоспособными членами семьи?
По заявительному принципу. Собственник жилья должен обратиться в службу субсидирования с полным пакетом документов и справками о доходах всех членов семьи, в том числе пенсионеров и инвалидов.
Другая ситуация: отец многодетного семейства является собственником квартиры, зарегистрирован в ней вместе с семьей, но работает несколько лет, например, в России. Примут ли в службе субсидирования справку о доходах, выданную предприятием другого государства?
Постановлением правительства предполагается, что доходы гражданина (семьи), полученные в иностранной валюте, пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком на день их получения, а доход за выполнение трудовых обязанностей - на последний день месяца, за который был начислен этот доход.
Куда конкретно обращаться за начислением субсидий?
Местные органы власти должны уполномочить организации, которые будут работать как службы субсидирования (организации системы ЖКХ, товарищества собственников, ЖСПК). В любом случае в исполкоме по месту жительства должна быть информация об уполномоченной организации.
Указ предполагает, что при начислении БЖС будет учитываться нормативное потребление жилищно-коммунальных услуг. Поясните, пожалуйста, это положение.
Нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг при расчете субсидий утверждены постановлением Совета Министров от 30 сентября текущего года № 789. При расчете субсидий не будет учитываться фактическое потребление ЖКУ, расчет будет вестись по утвержденным нормативам! Все, что потребляется сверх нормы, будет оплачиваться потребителем самостоятельно. Если же потребление жилищно-коммунальных услуг окажется меньше нормы, субсидия все равно будет рассчитана по нормативам. А это означает, что собственник просто меньше заплатит за коммуналку.
Возьмем в качестве примера стандартную двухкомнатную квартиру, в которой проживает семья из трех человек. К примеру, по нормативам семье начислена субсидия в размере 25 рублей. Вне зависимости от того, превысит семья нормативы потребления или же, наоборот, потребит меньше, сумма БЖС останется одинаковой — 25 рублей. Только во втором случае общая сумма платежа за ЖКУ будет ниже, благодаря экономному потреблению.
Может ли стать заявителем и получать БЖС собственник квартиры, который в ней не зарегистрирован?
БЖС предоставляется собственнику (нанимателю госжилфонда, члену организации застройщиков), зарегистрированному по месту жительства.
СУБСИДИЯ НА РУКИ В ВИДЕ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ НЕ ВЫДАЕТСЯ, А ПЕРЕЧИСЛЯЕТСЯ НА СЧЕТА ПОСТАВЩИКАМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Как узнать размер начисленной субсидии?
Размер субсидии будет указан в извещении. Кроме того, каждому гражданину (семье) – получателю БЖС по почте должно прийти извещение о предоставлении или отказе в предоставлении субсидии. Формы извещений утверждены постановлением Министерства ЖКХ от 14 сентября 2016 г. № 23. Если сумма БЖС будет пересчитана, например, при изменении тарифов, получателя субсидии известят об этом повторно.
Можно ли получить субсидию наличными в банке?
Нет. БЖС на руки в виде наличных денег не выдается. БЖС будет перечислена на счета поставщикам жилищно-коммунальных услуг.
Временный порядок работы по заявлениям граждан по вопросу предоставления безналичной жилищной субсидии для домов товариществ собственников и ЖСПК.
По заявлениям, предоставляемым в службу субсидирования, по вопросу предоставления БЖС от домов ТС (ЖСПК) необходима следующая информация:
Защита прав потребителей
Вопрос: В течении каких сроков должны быть удовлетворены требования потребителя о возврате денег за некачественный товар?
Ответ:
Обоснованные требования потребителя о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом незамедлительно. Максимальный срок не может превышать семи дней, а при необходимости проведения экспертизы – четырнадцати дней (статья 25 Закона).
В случае удовлетворения Ваших требований продавец не вправе удерживать сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за использования товара, потери им товарного вида и других подобных обстоятельств. В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона Вы вправе помимо уплаченной за товар денежной суммы потребовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент удовлетворения Вашего требования. При этом потребитель по требованию и за счет продавца (изготовителя) должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе возвратить некачественный товар без потребительской тары (упаковки) (пункты 3 и 5 статьи 20 Закона).
Кроме того, в соответствии со статьей 5 Закона потребитель имеет право на возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара. Согласно пункту 2 статьи 25 Закона требования о возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение семи дней со дня подтверждения потребителем размера убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона за нарушение сроков удовлетворения обоснованных требований потребителей продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю неустойку в размере одного процента цены товара за каждый день просрочки.
ВОПРОС: Кому и какие требования заявлять при продаже товара ненадлежащего качества ?
ОТВЕТ:
Далее необходимо определить, кому и какие требования можно заявить по качеству приобретенного товара.
В соответствии с нормами Закона о защите прав потребителей потребитель вправе заявить следующие требования в отношении товара ненадлежащего качества:
ВОПРОС: В какой срок можно предъявлять требования потребителя при продаже товара ненадлежащего качества?
ОТВЕТ:
По общему правилу потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) требования, предусмотренные пп.1-3 ст.20 Закона о защите прав потребителей, в отношении недостатков товара:
1) в течение гарантийного срока, установленного изготовителем:
- продавцу, изготовителю, поставщику, представителю (п.1 ст.15 и п.1 ст.21 Закона о защите прав потребителей);
- ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара (п.7 ст.20 Закона о защите прав потребителей).
Продавец не вправе самостоятельно устанавливать или объявлять гарантийный срок на товар меньше гарантийного срока, установленного изготовителем (поставщиком), а также снимать гарантийный срок по тем или иным основаниям (например, уценка товара по причине наличия в нем недостатка и т.п.).
Гарантийный срок на товар, производимый за пределами Республики Беларусь, должен быть не менее гарантийного срока, предусмотренного законодательством Республики Беларусь (в частности, в технических нормативных правовых актах) для аналогичных товаров, производимых на территории Республики Беларусь. Если изготовителем товара, производимого за пределами Республики Беларусь, установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок, предусмотренный законодательством для аналогичных товаров, производимых на территории Республики Беларусь, поставщик обязан установить на такой товар гарантийный срок, предусмотренный законодательством (п.4 ст.13 Закона о защите прав потребителей).
Продавец вправе установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, предусмотренного законодательством и (или) установленного изготовителем (поставщиком), а также гарантийный срок на товар, на который гарантийный срок изготовителем (поставщиком) не установлен и обязанность по установке которого не предусмотрена законодательством.
В соответствии со ст.21 Закона о защите прав потребителей гарантийный срок товара исчисляется с момента передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено пп.3 и 4 ст.21 Закона о защите прав потребителей, иным законодательством или договором. Если момент передачи товара установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара;
2) в течение гарантийного срока, установленного продавцом в соответствии с частью второй п.5 ст.13 Закона о защите прав потребителей, - только продавцу (п.1 ст.15 и п.1 ст.21 Закона о защите прав потребителей).
Вместе с тем необходимо помнить, что в соответствии с п.10 ст.20 Закона о защите прав потребителей в случае, когда недостатки товара обнаружены потребителем в гарантийный срок, продавец, изготовитель, поставщик, представитель отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им правил пользования, хранения или транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы;
3) в течение 2 лет с момента приобретения товара, если гарантийный срок изготовителем не установлен либо гарантийный срок составляет менее 2 лет, - продавцу, изготовителю, поставщику, представителю.
Необходимо отметить, что многие продавцы (поставщики, изготовители) считают, что установленный Законом о защите прав потребителей срок 2 года, в течение которого потребитель имеет право обратиться в отношении товара ненадлежащего качества, является гарантийным сроком. Данное мнение является неверным.
Продавец (изготовитель, поставщик, представитель) отвечает за недостатки товара в случае, когда гарантийный срок составляет менее 2 лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах 2 лет со дня передачи товара потребителю либо когда гарантийный срок на товар не установлен, только в том случае, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до момента его передачи (п.10 ст.20 Закона о защите прав потребителей);
4) в пределах установленного на товар срока службы или в течение 10 лет со дня реализации потребителю товара, если срок службы не установлен, - изготовителю в случае обнаружения производственных, рецептурных и иных недостатков, не связанных с износом, старением и другими физическими процессами в товаре, по истечении 2 лет со дня передачи товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством и (или) договором. При этом бремя доказывания наличия производственных, рецептурных и иных недостатков лежит на потребителе (п.6 ст.21 Закона о защите прав потребителей).
ВОПРОС: Ответственность продавца интернет-магазина в случае реализации товара ненадлежащего качества?
ОТВЕТ:
В случае продажи потребителю товара, в т.ч. приобретенного по образцу, ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, последний вправе предъявить продавцу одно из следующих требований:
Вопросы архитектуры и строительства
Гражданин не согласен с устройством ограждения, выполненного соседом по границе смежных земельных участков
Действия по устройству ограждений являются правом землепользователей, а не обязанностью. В любом случае ограждение может быть обустроено как одним, так и совместно двумя землепользователями по границе земельных участков согласно плану границы зарегистрированного земельного участка с соблюдением архитектурно-строительных норм в части высоты и светопрозрачности, предъявляемых к устройству ограждений.
В соответствии с подпунктами 7.5.1, 7.5.2 и 7.5.3 технического кодекса установившейся практики 45-3.01-117-2008 «Градостроительство. Районы усадебного жилищного строительства. Нормы планировки и застройки» (далее – ТКП) к устройству ограждения приусадебного участка следует предъявлять следующие требования: высоту ограждения устанавливают не более 2 м, степень светопрозрачности – от 0% до 100% (то есть ограждение может быть глухим) по всему периметру земельного участка.
В районах сложившейся усадебной застройки, в случае если установленная (геодезически) граница участка проходит в непосредственной близости (менее 3 м) от существующего жилого дома, ограждение приусадебного участка устанавливают на ширину такого дома высотой не более 2 м со степенью светопрозрачности от 50% до 100%.
В случае если установленная (геодезически) граница проходит по стене жилого дома либо хозяйственной постройки смежного землепользователя, установка ограждения на ширину такого дома либо хозяйственной постройки не допускается.
При устройстве ограждений между приквартирными участками жилого дома, состоящего из двух и более квартир, необходимо обеспечивать зону не менее 1 м для обслуживания фасадов и крыши части дома смежной квартиры (квартир). Ограждение между приквартирными участками должно быть высотой не более 1,2 м от уровня земли напротив фасада с окнами смежной квартиры (квартир) и не более 1,7 м – при их отсутствии, степень светопрозрачности ограждения устанавливается от 50% до 100% по всей высоте.
Из обращения следует, что установленное соседом ограждение по границе смежных земельных участков выполнено из асбестоцементных листов высотой 1,7 м. Следовательно технические параметры данного ограждения соответствуют требованиям ТКП и оснований для выполнения работ по демонтажу данного ограждения не имеется.
В случае, если у заявителя возникли сомнения в части прохождения границ земельного участка рекомендуем обратиться в РДУП «Проектный институт «Могилевгипрозем» для выполнения работ по восстановлению границ данного земельного участка.
Если заявитель считает, что собственниками домовладения ущемлены либо нарушены его права, заявитель вправе за их защитой обратиться в суд.
Субсидирование в жилищном строительстве
7 августа 2017 г. вступил в силу Указ Президента Беларуси № 240, который ввел новую форму государственной поддержки граждан - адресное субсидирование в жилищном строительстве.
1 шаг. Граждан, имеющих право на получение адресной субсидии (субсидий), в порядке очереди будут приглашать в исполком, где им предложат строительство жилья с такой господдержкой, разъяснят условия и порядок ее предоставления.
2 шаг. Если гражданин соглашается на участие в этой программе, исполком направляет его на строительство жилья и гражданин заключает соответствующий договор на строительство.
3 шаг. После заключения договора на строительство жилья гражданин обращается в исполком с заявлением и соответствующими документами о принятии решения о предоставлении ему адресной субсидии (субсидий).
Исполком с учетом состава семьи, жилой площади в собственности, определит максимальный размер кредита, подлежащий субсидированию семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, исходя из отнесения ее к той или иной льготной категории определит размер адресной субсидии (субсидий) и примет решение о субсидировании этой семьи.
4 шаг. С данным решением человек идет в банк* для заключения кредитного договора.
5 шаг. Банк заключает кредитный договор и его копию направляет в исполком. Исполком на основании сведений, предоставляемых ежемесячно банком, перечисляет в банк, предоставивший кредит, субсидию на уплату гражданином части процентов по кредиту, начиная со следующего месяца после выдачи банком кредита (его части), субсидию на погашение основного долга по кредиту - начиная с месяца начала погашения основного долга по кредиту.
Кому субсидируется уплата процентов по кредиту и в каких размерах:
многодетным семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей, - ставка рефинансирования, увеличенная на 2%.;
многодетным семьям, имеющим четверых и более несовершеннолетних детей, - ставка рефинансирования, увеличенная на 3%;
многодетным семьям, имеющим не менее троих детей в возрасте до 23 лет, а также детям-сиротам и гражданам, являющимся нанимателями социального жилья, предоставленного им как детям-сиротам, - ставка рефинансирования, увеличенная на 2%;
иным гражданам, перечисленным в Указе, - ставка рефинансирования, уменьшенная на 2%.
Кому субсидируется погашение основного долга по кредиту и в каких размерах:
Многодетные семьи:
100% - четверо несовершеннолетних детей и более;
95% - трое несовершеннолетних детей;
Дети-сироты - 35%.
Молодые семьи при рождении детей после принятия решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов: 10% - при рождении первого ребенка; 20% - при рождении второго ребенка.
*В системе адресных жилищных субсидий сейчас работают ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «БПС-Сбербанк» и ОАО «Белинвестбанк».
Со временем, как ожидается, к ним подключатся и иные банки.
Решение вопросов по устройству ограждения на приусадебных участках
Гражданин обратился по вопросу несогласия с устройством ограждения, выполненного соседом по границе смежных земельных участков.
Действия по устройству ограждений являются правом землепользователей, а не обязанностью. В любом случае ограждение может быть обустроено как одним, так и совместно двумя землепользователями по границе земельных участков согласно плану границы зарегистрированного земельного участка с соблюдением архитектурно-строительных норм в части высоты и светопрозрачности, предъявляемых к устройству ограждений.
В соответствии с подпунктами 7.5.1, 7.5.2 и 7.5.3 технического кодекса установившейся практики 45-3.01-117-2008 «Градостроительство. Районы усадебного жилищного строительства. Нормы планировки и застройки» (далее – ТКП) к устройству ограждения приусадебного участка следует предъявлять следующие требования: высоту ограждения устанавливают не более 2 м, степень светопрозрачности – от 0% до 100% (то есть ограждение может быть глухим) по всему периметру земельного участка.
В районах сложившейся усадебной застройки, в случае если установленная (геодезически) граница участка проходит в непосредственной близости (менее 3 м) от существующего жилого дома, ограждение приусадебного участка устанавливают на ширину такого дома высотой не более 2 м со степенью светопрозрачности от 50% до 100%.
В случае если установленная (геодезически) граница проходит по стене жилого дома либо хозяйственной постройки смежного землепользователя, установка ограждения на ширину такого дома либо хозяйственной постройки не допускается.
При устройстве ограждений между приквартирными участками жилого дома, состоящего из двух и более квартир, необходимо обеспечивать зону не менее 1 м для обслуживания фасадов и крыши части дома смежной квартиры (квартир). Ограждение между приквартирными участками должно быть высотой не более 1,2 м от уровня земли напротив фасада с окнами смежной квартиры (квартир) и не более 1,7 м – при их отсутствии, степень светопрозрачности ограждения устанавливается от 50% до 100% по всей высоте.
Из обращения следует, что установленное соседом ограждение по границе смежных земельных участков выполнено из асбестоцементных листов высотой 1,7 м. Следовательно технические параметры данного ограждения соответствуют требованиям ТКП и оснований для выполнения работ по демонтажу данного ограждения не имеется.
В случае, если у заявителя возникли сомнения в части прохождения границ земельного участка рекомендуем обратиться в РДУП «Проектный институт «Могилевгипрозем» для выполнения работ по восстановлению границ данного земельного участка.
Если заявитель считает, что собственниками домовладения ущемлены либо нарушены его права, заявитель вправе за их защитой обратиться в суд.
О порядке действия норм Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений»
7 августа 2017 г. вступил в силу Указ Президента Беларуси № 240, который ввел новую форму государственной поддержки граждан - адресное субсидирование в жилищном строительстве.
1 шаг. Граждан, имеющих право на получение адресной субсидии (субсидий), в порядке очереди будут приглашать в исполком, где им предложат строительство жилья с такой господдержкой, разъяснят условия и порядок ее предоставления.
2 шаг. Если гражданин соглашается на участие в этой программе, исполком направляет его на строительство жилья и гражданин заключает соответствующий договор на строительство.
3 шаг. После заключения договора на строительство жилья гражданин обращается в исполком с заявлением и соответствующими документами о принятии решения о предоставлении ему адресной субсидии (субсидий).
Исполком с учетом состава семьи, жилой площади в собственности, определит максимальный размер кредита, подлежащий субсидированию семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, исходя из отнесения ее к той или иной льготной категории определит размер адресной субсидии (субсидий) и примет решение о субсидировании этой семьи.
4 шаг. С данным решением человек идет в банк* для заключения кредитного договора.
5 шаг. Банк заключает кредитный договор и его копию направляет в исполком. Исполком на основании сведений, предоставляемых ежемесячно банком, перечисляет в банк, предоставивший кредит, субсидию на уплату гражданином части процентов по кредиту, начиная со следующего месяца после выдачи банком кредита (его части), субсидию на погашение основного долга по кредиту - начиная с месяца начала погашения основного долга по кредиту.
Кому субсидируется уплата процентов по кредиту и в каких размерах:
Кому субсидируется погашение основного долга по кредиту и в каких размерах:
Многодетные семьи:
100% – четверо несовершеннолетних детей и более;
95% – трое несовершеннолетних детей;
Дети-сироты – 35%.
Молодые семьи при рождении детей после принятия решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов: 10% – при рождении первого ребенка; 20% – при рождении второго ребенка.
*В системе адресных жилищных субсидий сейчас работают ОАО «АСБ Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк».
Со временем, как ожидается, к ним подключатся и иные банки.
О принятии решений местными исполнительными и распорядительными органами о продолжении строительства или о принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке
Гражданин обратился по вопросу несогласия с отказом отдела архитектуры и строительства райисполкома в приемке в эксплуатацию самовольных построек, расположенных на земельном участке заявителя.
В ходе рассмотрения обращения установлено, что собственником домовладения является другой гражданин.
Факт самовольного строения (перепланировка в жилом доме, сарай) на земельном участке был установлен в ходе рассмотрения с выездом на место, что подтверждается ведомостью технических характеристик изготовленной РУП «Могилевское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру».
Пути решения вопросов, связанных с самовольными постройками, определены статьей 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь. В соответствии с Положением о порядке принятия решений по самовольным постройкам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.2007 № 1802 «Об утверждении Положения о порядке принятия решений по самовольным постройкам и внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 223», в каждом конкретном случае судьба самовольных построек решается комиссией, создаваемой райисполкомом. Комиссия райисполкома готовит заключение о возможности сохранения самовольной постройки либо о сносе самовольной постройки. Самовольные постройки, расположенные на земельном участке были обследованы постоянно действующей комиссией Могилевского райисполкома (далее – Комиссия). Согласно заключению Комиссии рекомендовано принять в эксплуатацию самовольно – выполненную перепланировку в жилом доме – отремонтировать либо снести.
Собственнику домовладения необходимо устранить замечания Комиссии и обратиться в службу «одно окно» райисполкома (г. Могилев, ул.Челюскинцев, 63А, каб.9) с заявлением об осуществлении административной процедуры, предусмотренной п.п.9.4 п.9 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами по заявлениям граждан, «Принятие решения о принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке». К заявлению в обязательном порядке следует приложить необходимый пакет документов для осуществления указанной процедуры:
Вопросы жилищно-коммунального хозяйства
Вопрос: Я имею дачу. Приезжаю изредка туда из Могилева в дачный период. Никаких посадок у меня на даче нет. И питьевую воду я привожу с собой, поскольку качество местной воды меня не устраивает. Вода на даче у меня не проведена в дом. На улице имеется водозаборная колонка, которой пользуются соседи. Я же колонкой не пользуюсь и хотела бы расторгнуть ранее заключенный договор на водопользование. Возможно ли расторгнуть договор? Что для этого нужно?
Ответ: Согласно ст. 19 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» потребитель, являющийся нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков, или иное лицо, уполномоченное им на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством, вправе в любое время в одностороннем порядке отказаться от договора на оказание жилищно-коммунальных услуг полностью или частично, если неоказание жилищно-коммунальных услуг конкретному потребителю технически возможно, предварительно не менее чем за месяц, а если такой договор заключен на срок менее одного месяца, — не менее чем за пять дней, направив исполнителю соответствующее письменное предупреждение.
Таким образом, Вам необходимо направить исполнителю письменное уведомление о расторжении договора на оказание услуги по водоснабжению из водоразборной колонки не менее чем за месяц до предполагаемой даты расторжения.
За чей счет ремонтируют подъезды?
С принятым постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 30 марта 2016 года № 5 ремонт подъездов выполняется вне зависимости от проведения капитального ремонта и финансируется за счет средств жильцов. Причем отказ от заключения договора на ремонт подъезда не освобождает собственника жилья, которое в этом подъезде находится, от оплаты за фактически выполненные работы. Более того, необходим ли ремонт в подъезде, определяют не жильцы, а специально созданная комиссия по результатам осенних и весенних осмотров жилищного фонда. Составляется дефектный акт, затем на его основании составляется смета. На собрании жильцов подъезда информируют об объемах, видах работ, стоимости и цветовом решении. Смета рассчитывается по нормативам расхода ресурсов в натуральном выражении и в действующих ценах. Сумма распределяется между жильцами соразмерно общей площади жилых и нежилых помещений, принадлежащих или занимаемых плательщиками коммунальных услуг. Возможна рассрочка по согласованию с УКП «Жилкомхоз».
Начисление коммунальных услуг в общежитии
Иные лица (не учащиеся), проживающие в общежитии, вносят плату за жилищно-коммунальные услуги и плату за пользование жилым помещением в порядке, определенном в главе 8 Положения (п. 58 Положения об общежитиях, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 № 269).
Наниматели жилых помещений в общежитии вносят в соответствии с законодательством плату за пользование жилым помещением, а также плату за жилищно-коммунальные услуги по тарифам для населения, установленным в соответствии с законодательными актами.
Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 535 "О предоставлении жилищно-коммунальных услуг" под санитарным содержанием вспомогательных помещений жилого дома понимается комплекс услуг по санитарной обработке (уборке) вспомогательных помещений жилого дома, их конструктивных элементов, инженерных систем, в том числе мойка или иная обработка поверхностей вспомогательных помещений, включая дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, в результате чего эти помещения будут соответствовать установленным санитарным требованиям.
Если гражданин сохраняет право пользования и владения жилым помещением в общежитии, то он обязан оплачивать все основные жилищно-коммунальные услуги.
Однако с учетом того, что гражданин временно не проживаете в общежитии, ему могут сделать перерасчет по некоторым услугам.
Плата за некоторые виды коммунальных услуг (вывоз, обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), газоснабжение) при отсутствии у потребителей приборов индивидуального учета расхода воды и газа не взимается, если гражданин выехал из постоянного места жительства на срок свыше 10 суток подряд (п. 3 Положения о порядке перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг и приостановления (возобновления) предоставления коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.12.2005 № 1466). Для перерасчета гражданину необходимо обратиться в организацию, обслуживающую общежитие, с соответствующим заявлением.
Каким документом на сегодняшний день регламентирована периодичность уборка мест общего пользования?
Ранее существовала инструкция, согласно которой сухую уборку в подъезде делали не реже двух раз в неделю, влажную с дезинфекцией — раз в две недели. В текущем году изменился перечень основных жилищно-коммунальных услуг, в результате чего услуга по санитарному содержанию вспомогательных помещений была исключена из технического обслуживания и стала самостоятельной и отдельно оплачиваемой.
Тариф на нее рассчитывается исходя из количества зарегистрированных в квартире жильцов и составляет 53 копейки (с человека в месяц). Иными словами, если в доме зарегистрированы 100 человек, то в месяц за уборку ЖЭУ получит 53 рубля (530 тысяч старыми деньгами).
ЖЭУ будут самостоятельно определять периодичность и виды работ, исходя из имеющихся средств на эти цели, то есть отчислений жильцов. Надо учитывать и то, что в стоимость услуги закладываются зарплата дворников, налоговые платежи, амортизация, затраты на инвентарь и прочее. При этом требования к санитарному содержанию остались прежними — в подъезде должно быть чисто.
Конечно, если жильцов не устраивает качество уборки в подъезде, они могут отказаться от услуг ЖЭС и убирать сами, или нанять для этих целей частную компанию.
Когда для населения применяются тарифы на тепло, электро- и газоснабжение, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг?
На основании пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» цены (тарифы) на коммунальные услуги (газоснабжение, электроснабжение и теплоснабжение), предоставляемые населению, регулируются Советом Министров Республики Беларусь.
Тарифы (цены) на коммунальные услуги, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2013 № 1166 «Об установлении для населения цен на газ, тарифов на электрическую и тепловую энергию, утверждении затрат на единицу оказываемых населению коммунальных услуг газо- и энергоснабжающими организациями Министерства энергетики и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь».
Справочно: Действующие тарифы на электрическую энергию и газоснабжение для населения вы можете узнать на сайтах РУП «Могилевэнерго» (http://www.mogilev.energo.by) и РУП «Могилевоблгаз» (http://www.mogilev.gas.by)
Порядок взимания платы за газ и энергию установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 г. № 571 «Об утверждении Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их структурных элементов» (далее — Положение).
Так в соответствии с пунктом 12 Положения плата за газо- и электроснабжение, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок по тарифам обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг, осуществляется в случае:
Следует отметить, Положением предусмотрена плата по субсидируемым тарифам за услуги электроснабжения (в зависимости от объемов потребления электрической энергии в месяц) с плательщиков жилищно-коммунальных услуг (абонентов), являющихся неработающими пенсионерами, достигшими возраста, установленного для пенсии по возрасту на общих основаниях, инвалидами, зарегистрированных по месту пребывания, на основании письменного заявления, представляемого исполнителю, и документов, подтверждающих регистрацию по месту пребывания, в оснащенных приборами учета расхода электрической энергии жилых помещениях (одноквартирных жилых домах, квартирах в многоквартирных и блокированных жилых домах).
Порядок регистрации граждан по месту пребывания регламентируется Указом Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 года № 413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания».
В части, касающейся применения тарифов на газоснабжение в садовых товариществах, следует отметить следующее.
Учитывая нормы действующего законодательства Республики Беларусь, регистрация граждан по месту жительства по адресу садового домика или дачи не предусмотрена. Гражданин вправе зарегистрироваться только временно — по месту пребывания (регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства).
Таким образом, начисление платы за потребленный газ (в том числе приобретение сжиженного природного газа в баллонах) в дачном (садовом) домике производится по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат.
Какие требования предъявляются к эксплуатации и замене газобаллонных установок?
С 11 апреля 2014 года вступила в действие новая редакция Правил пользования газом в быту (далее – Правил), утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2013г №1136. Правилами изменены требования для потребителей, использующих сжиженный баллонный газ:
При замене газовых баллонов вместимостью 50 литров ведётся строгий их номерной учёт (номер заменяемого баллона должен соответствовать номеру ранее установленного баллона, указанного в ведомости), одновременно в обязательном порядке предприятие производит опломбирование баллонов СУГ вместимостью 50 л при их установке у потребителей газа, о чём абоненту сообщается приёмщиком заказов при даче заявки на замену баллона и также сверяется номер баллона и целостность установленной пломбы при доставке абоненту. В случае, не соответствия номера баллона ранее установленному и нарушение целостности установленной пломбы замена газового баллона не осуществляется.
В целях соблюдения требований Правил газоснабжающая организация предлагает осуществить перемонтаж существующей ГБУ с установкой 2-го баллона:
1 способ — комбинированный — 1 баллон внутри помещения + 1 баллон снаружи в металлическом шкафу с отключающим устройством (шаровым краном);
2 способ — 2 баллона в металлическом шкафу снаружи с отключающим устройством (шаровым краном).
За нарушение требований Правил, согласно статьи 20.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, самовольное использование газа или иное нарушение Правил, не причинившие существенного вреда, влекут наложение штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин. Кроме того, согласно статьи 29 Закона Республики Беларусь «О газоснабжении» газоснабжающая организация вправе прекратить снабжение газом потребителя газа в случаях нарушения Правил и (или) неудовлетворительного состояния газоиспользующего оборудования потребителей газа, представляющих угрозу для жизни и безопасности граждан.
Доставка абонентам сжиженного углеводородного газа в 50 литровых баллонах осуществляется по утвержденным нормам и в сроки, оговоренные договором газоснабжения. Для потребителей газа, проживающих в городах и городских поселках:
Для потребителей газа, проживающих в сельской местности, — по графику, утвержденному местным исполнительным и распорядительным органом.
Для получения консультации по всем видам работ и услуг, оказываемых в РУП «Могилевоблгаз», обращайтесь в структурные подразделения предприятия по месту жительства (эл. адрес: http://mogilev.gas.by/index.php?id_static=5)
Могилевское производственное управление |
с 8.00 до 17.00 в рабочие дни |
Горецкое производственное управление |
с 8.00 до 17.00 в рабочие дни |
Дрибинский район газоснабжения филиала ПУ «Горкигаз» |
с 8.00 до 17.00 в рабочие дни |
Семейный капитал
Срок действия программы семейного капитала продлевается еще на 5 лет: с 1 января 2025 года по 31 декабря 2029 года.
Семейный капитал назначается в белорусских рублях с ежегодной индексацией при рождении (усыновлении, удочерении) третьего ребенка или последующих детей. Право на такую поддержку имеют граждане Беларуси, постоянно проживающие в стране.
Расширены возможности досрочного использования средств семейного капитала на жилье, обучение и приобретение товаров для членов семьи с инвалидностью.
Закреплены отдельные особенности расходования средств семейного капитала на улучшение жилищных условий и получение медицинских услуг.
Иные изменения
При перечислении средств семейного капитала на возведение или приобретение жилья они будут средствами всех членов семьи: родителей и детей – в равных долях.
В таком случае все члены семьи будут иметь право требовать признания за ними права собственности на их долю в праве общей собственности на жилое помещение либо выплаты денежной компенсации в размере стоимости доли.
До истечения 5-летнего срока постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий возможна только в случае:
Указ вступил в силу с 1 января 2025 года.
Льготы многодетным семьям
Льготы и преимущества многодетной семьи
В соответствии со ст. 62 Кодекса РБ о браке и семье 9 июля 1999 г. № 278-З) многодетной является семья, в которой на иждивении и воспитании находятся трое и более несовершеннолетних детей.
Статус многодетной семьи подтверждается удостоверением, которое выдается местным исполнительным и распорядительным органам многодетной семье при обращении одного из родителей в полной семье (родителя в неполной семье), постоянно проживающего в РБ, в соответствии с регистрацией по месту жительства (месту пребывания) или по месту фактического проживания семьи.
(п. 2 Положения о порядке выдачи удостоверения многодетной семьи, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 28.07.2011 № 1009).
Закон РБ «О государственных наградах Республики Беларусь» от 18.05.2004 г. №288-3 (ред. от 05.01.2022 г.)
Орденом Матери награждаются женщины, родившие и (или) воспитавшие 5 и более детей – граждан РБ. В случае, если гражданство детей является приобретенным, представление женщины к награждению орденом Матери допускается при условии проживания этих детей на территории Республики Беларусь не менее 5 лет.
Государственной программой «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021–2025 годы для многодетных семей предусмотрена выплата единовременной материальной помощи к учебному году на каждого учащегося, обучающегося в учреждениях общего среднего и специального образования (на уровне общего среднего образования) в Республике Беларусь.
Законодательством Республики Беларусь для многодетных семей предусмотрены следующие льготы:
ЖИЛЬЕ
Указ Президента РБ от 04.07.2017 г. № 240 (ред. 01.10.2021 г.)
Многодетные семьи имеют право на получение субсидии для погашения основного долга по кредиту и части процента.
Указ Президента РБ от 06.01.2012 г. №13(ред. 01.10.2021 г.)
Многодетные семьи имею право на получение льготного кредита (срок – до 40 лет, размер – 1 % годовых) либо одноразовой безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
Постановление Совета Министров РБ от 12.06.2014 г. №571 (ред. 21.05.2021 г. № 283)
Плата за услуги газоснабжения, снабжения сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных установок осуществляется по субсидируемым тарифам.
ОБРАЗОВАНИЕ
Указ Президента РБ от 28.02.2006 № 126 (ред. от 10.08.2020) «О некоторых вопросах получения высшего и среднего специального образования на платной основе»
Руководители государственных учреждений образования вправе предоставлять в период получения высшего, среднего специального образования скидки со сформированной стоимости обучения в порядке и размерах, определяемых Правительством РБ, студентам и учащимся из многодетных семей.
Кодекс Республики Беларусь об образовании (ред. от 14.01.2022)
Ст. 39: плата за пользование учебниками и учебными пособиями снижается на 50% от установленной платы.
Постановление Совета Министров РБ от 29.02.2008 № 307 (ред. от 14.10.2019) «О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования»
Плата родителей (законных представителей) за питание детей в учреждениях дошкольного образования, финансируемых из республиканского и местных бюджетов, снижается на 50%.
Постановление Совета Министров РБ от 14.10.2019 №694 «Об организации питания обучающихся»
Бесплатным питанием за счет средств республиканского и (или)местных бюджетов обеспечиваются обучающиеся учреждений общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, а также учреждений высшего образования при освоении содержания образовательной программы среднего образования.
ТРУД И ПЕНСИЯ
Закон РБ от 17.04.1992 № 1596-Х11 (ред. от 31.12.2021 г. № 140-З)
«О пенсионном обеспечении» (ст. 19)
женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет (а также женщины, у которых к этому времени пятый ребенок не достиг 8 лет) и при стаже работы не менее 15 лет;
женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до 16-летнего возраста, при стаже работы в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции не менее 10 лет (без зачета в стаж работы времени ухода за детьми) имеют право на пенсию независимо от возраста.
Инструкция о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларуь от 11.06.2014 №34
Матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей троих и более детей в возрасте до 16 лет (ребенка-инвалида – в возрасте до 18 лет), предоставляется 1 дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка.
Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 № 296-З (ред. от 28.01.2021 г.)
Ст. 268: расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до 3-х лет, не допускается, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7–9 статьи 42 и статьей 47 ТК.
Ст. 16, ст. 268: запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора с женщинами по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до 3-х лет, а одиноким родителям – с наличием ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет). Другие причины могут быть основанием для отказа в приеме на работу на общих основаниях (отсутствие соответствующего образования, необходимого стажа работы, опыта работы по специальности и др.).
При отказе в заключении трудового договора указанным категориям женщин наниматель обязан сообщить им мотивы в письменной форме. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суде.
НАЛОГИ
Налоговый кодекс РБ от 29.12.2009 № 71-З (ред. 31.12.2021 г.)
Ст. 340: для родителей (усыновителей, удочерителей) в многодетных семьях снижаются ставки единого налога на 20% начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором утрачено такое право, на основании документа, удостоверяющего личность, и удостоверения многодетной семьи.
Ст. 209: родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 75,00 белорусских рублей на каждого ребенка в месяц.
Ст. 228: освобождаются от налога на недвижимость принадлежащие членам многодетных семей не завершенные строительством капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на земельных участках, предоставленных для строительства и обслуживания жилых домов, дачного строительства, садоводства, строительства временных гаражей и др.
Ст. 239: земельные участки, предоставленные членам многодетных семей для строительства и (или) обслуживания, освобождаются от земельного налога.
Ст. 285: многодетная мать освобождается от государственной пошлины за свидетельствование верности копий документов по делу о её награждении.
Указ Президента РБ «О возмещении таможенных пошлин» от 10.04.2019 № 140 (ред. от 02.06.2020 №188)
Возмещаются родителям в многодетных семьях 50% таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при ввозе на территорию РБ транспортных средств для личного пользования, за исключением водных и воздушных судов.
Для получения информации и консультации по данным вопросам обращайтесь:
г.п. Дрибин, ул. Ленина, д. 35
тел. 79-7-31, 79-4-16 с 8.00 до 17.00
Социальные вопросы
Вопрос: При рассмотрении вопроса о предоставлении государственной адресной социальной помощи возможна ли проверка представленных сведений?
Да, возможна. В соответствии с пунктом 37 Положения о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 № 41, орган по труду, занятости и социальной защите вправе проверить сведения, указанные в заявлении о предоставлении государственной адресной социальной помощи, а также содержащиеся в представленных заявителем документах и (или) сведениях.
При этом, при проведении проверки сведений орган по труду, занятости и социальной защите в течение 3 рабочих дней со дня приема заявления уведомляет заявителя о необходимости данной проверки, а также о том, что решение комиссии будет вынесено в течение 5 рабочих дней после получения последнего ответа на запрос, связанный с проверкой сведений.
Вопрос:
В 2015 году назначена пенсия по возрасту. В декабре 2019 года я обратилась в управление по труду, занятости и социальной защите с заявлением о перерасчете пенсии в связи с пополнением стажа, представив справку об учебе в техникуме.
С какой даты будет произведен перерасчет пенсии? Имеются ли основания произвести перерасчет с даты первоначального назначения пенсии?
Ответ:
Статьей 81 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) установлено, что при возникновении права на повышение пенсии перерасчет назначенной пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер обратился за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке или наступили эти обстоятельства.
Так как Вы обратились за перерасчетом пенсии в декабре 2019 года, то он будет произведен с 01.01.2020. Оснований для перерасчета пенсии с более раннего срока не имеется.
Вопросы труда, занятости и оплаты труда
Вопрос: Может ли безработный пройти обучение профессии с гарантией его трудоустройства?
Безработный с его согласия может быть направлен на обучение в соответствии с заявкой конкретного нанимателя, гарантирующего его трудоустройство после завершения полного курса обучения. В этом случае заключается трёхсторонний договор (орган по труду, занятости и социальной защите – безработный – наниматель), в котором определяются права и обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение условий договора. Договор составляется в соответствии с Примерным договором об обучении и трудоустройстве безработного. Трёхсторонний договор может быть заключён также в период прохождения производственной практики в дополнение к договору, заключенному ранее.
Вопрос: какие гарантии предоставляются «внутренним» совместителям, работающим по одной и той же должности, при направлении их на курсы повышения квалификации, предоставлении трудовых отпусков и оплате больничных листков?
Совместительством является выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора (часть первая статьи 343 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК)).
В соответствии с нормами статьи 349 ТК гарантии и компенсации, предусмотренные работникам, совмещающим работу с получением образования, предоставляются только по основному месту работы.
Другие гарантии и компенсации, предусмотренные ТК, другими актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями, иными локальными правовыми актами, предоставляются работающим по совместительству в полном объеме.
В соответствии с частью первой пункта 2 Положения о гарантиях работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2008 № 101, при направлении работников на переподготовку, повышение квалификации и стажировку в очной (дневной) форме обучения, на весь период прохождения ими обучения сохраняется средняя заработная плата по месту работы.
Если работник работает по внутреннему совместительству по одной и той же должности, то на обучающие курсы он направляется одновременно по каждой из должностей с сохранением среднего заработка по каждой должности отдельно по основному месту работы и по совместительству.
За время трудового отпуска за работником также сохраняется средний заработок (статья 175 ТК). При этом в соответствии с нормами статьи 347 ТК трудовой отпуск работающим по совместительству предоставляется одновременно с трудовым отпуском по основной работе.
Если продолжительность трудового отпуска работника на работе по совместительству меньше, чем продолжительность трудового отпуска по основному месту работы, наниматель по просьбе работника предоставляет ему социальный отпуск соответствующей продолжительности без сохранения заработной платы.
Часть трудового отпуска работающего по совместительству, превышающая трудовой отпуск по основной работе, по соглашению между работником и нанимателем может быть заменена денежной компенсацией.
Пособие по временной нетрудоспособности работникам назначается по каждому месту работы (часть первая пункта 31 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569), то есть по основному месту работы и по совместительству.
Вопрос: Каковы условия и порядок организации адаптации безработных инвалидов к трудовой деятельности?
Ответ:
Работа с безработными инвалидами строится на индивидуальном подходе к каждому из них. Для обеспечения занятости нуждающегося в трудоустройстве инвалида учитываются, прежде всего, психофизические особенности безработного, медицинские показания к работе, образовательный уровень, наличие профессиональных навыков и личные пожелания.
Адаптация инвалидов к трудовой деятельности может осуществляться в организациях любых организационно-правовых форм и у индивидуальных предпринимателей на срок от шести месяцев до одного года.
Адаптация инвалидов осуществляется нанимателями по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите. Для получения направления на прохождение адаптации инвалид обращается в орган по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации его в качестве безработного.
С инвалидом, направленным органом по труду, занятости и социальной защите на адаптацию к трудовой деятельности, наниматель заключает срочный трудовой договор на срок, определенный договором об организации адаптации инвалида к трудовой деятельности.
По решению нанимателя инвалид после окончания прохождения адаптации к трудовой деятельности может быть принят на постоянную работу.
Вопрос: Возможно ли предоставление многодетной матери, работающей по графику сменности, одного дополнительного свободного от работы дня в неделю, приходящегося на субботу или воскресенье и как произвести его оплату?
Ответ:
Предоставление матери, воспитывающей троих и более детей в возрасте до шестнадцати лет, по ее письменному заявлению одного дополнительного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка гарантируется нормами абзаца второго статьи 265 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК).
Порядок и условия предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка определен в соответствующей инструкции, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.06.2014 № 34 (далее – Инструкция № 34).
Согласно абзацу третьему части первой пункта 2 Инструкции № 34 одним из условий для предоставления свободного дня в неделю является занятость на работе пять или шесть рабочих дней с продолжительностью рабочего времени в эту рабочую неделю не менее установленной в статьях 112 - 114 ТК.
В соответствии с пунктом 6 Инструкции № 34 при определении права работника на свободный день в неделю рабочая неделя рассматривается в пределах календарной недели (с понедельника по воскресенье включительно), рабочий день - в пределах суток (от 0 до
24 часов включительно), в недельную продолжительность рабочего времени включается продолжительность предоставляемого в эту неделю свободного дня в неделю.
Указанная норма не содержит запрета на предоставление свободного от работы дня в неделю, приходящегося на субботние и (или) воскресные дни недели.
Если продолжительность рабочего времени в неделю в соответствии с графиком сменности составляет 43 часа, следовательно, в эту рабочую неделю работник имеет право на дополнительный свободный день в неделю.
Что касается вопроса оплаты свободного дня в неделю, то в соответствии с пунктом 13 Инструкции № 34 за время предоставления свободного дня в неделю за работником сохраняется средний дневной заработок, который определяется в порядке, установленном законодательством.
При исчислении среднего заработка, сохраняемого за работником за предоставляемый ему свободный день в неделю, необходимо руководствоваться нормами главы 3 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47 (далее - Инструкция № 47).
В соответствии с частью первой пункта 19 Инструкции № 47 размер среднего заработка определяется умножением среднедневного (среднечасового) заработка на количество рабочих дней (часов), подлежащих оплате.
Таким образом, исходя из приведенных норм пункта 6 Инструкции № 34 и пункта 19 Инструкции № 47, работнику должен быть сохранен средний заработок за предоставляемый ему свободный день в неделю в пределах суток от 0 до 24 часов включительно за рабочие часы, предусмотренные графиком сменности для данного рабочего дня.