Меню
Председатель Дрибинского районного исполнительного комитета
Спасо-Преображенская церковь
В центре небольшого Дрибина возвышается белоснежная Спасо-Преображенская церковь. Она украсила улицы городского поселка, в ноябре 2012 года. Ее строительство длилось около 14 лет.
В Дрибине считают, что возвести строение, которое будет стоять века, — это честь для всего поколения. Возможно, поэтому жители района сообща и на протяжении многих лет проводили субботники, на которых заработали деньги для строительства церкви.
Без собственного храма Дрибин, как и многие другие поселки и города Беларуси, остался после войны. Немецкие войска разрушили старую каменную Спасо-Преображенскую церковь, которая тогда располагалась на окраине нынешнего Дрибина. Но это не значит, что полвека городской поселок жил без святыни.
Сразу после войны на месте разрушенного каменного храма житель Дрибина Константин Чумаков начал строить деревянную церковь, похожую на обычный сельский дом. Советские власти помогать, естественно, отказались, но и мешать не стали. Константин организовал сбор денег, значительную сумму внес от себя, позже сдал экзамены в духовной семинарии и служил в церкви до конца жизни. Здание былого деревянного храма до сих пор стоит на окраине поселка, но службы проходят уже в новой церкви в центре Дрибина.
Свято-Покровская церковь
Построена в 1845 году из кирпича. Объёмно-пространственная композиция храма развита по удлинённой оси. Центральный квадратный в плане объем накрыт пологой шатровой крышей с луковицеподобной головкой. Его фасады завершены килеподобными фронтонами. Трехъярусная башня – колокольня, пристроенная со стороны главного фасада, накрыта шатровой крышей с головкой. Прямоугольные объёмы притвора и абсиды накрыты двускатными крышами. Стены здания прорезаны большими полуциркульными оконными проёмами. В декоративной отделке фасадов использованы пилястры, фронтоны, сандрики, ниши, профилированные карнизы и др. Во внутреннем пространстве церкви доминирует центральный зал, который перекрыт сомкнутым сводом на подпружных арках. Перекрытия остальных объемов цилиндрические. Церковь – памятник архитектуры с элементами классицизма и псевдорусского стиля.
Николаевская церковь
Построена в 1845 году из кирпича. Объёмно-пространственная композиция храма развита по удлинённой оси. Центральный квадратный в плане объем накрыт пологой шатровой крышей с луковицеподобной головкой. Его фасады завершены килеподобными фронтонами. Трехъярусная башня – колокольня, пристроенная со стороны главного фасада, накрыта шатровой крышей с головкой. Прямоугольные объёмы притвора и абсиды накрыты двускатными крышами. Стены здания прорезаны большими полуциркульными оконными проёмами. В декоративной отделке фасадов использованы пилястры, фронтоны, сандрики, ниши, профилированные карнизы и др. Во внутреннем пространстве церкви доминирует центральный зал, который перекрыт сомкнутым сводом на подпружных арках. Перекрытия остальных объемов цилиндрические. В конце XVI века на церковные средства, при помощи владельца местечка и местного помещика была построена деревянная церковь во имя св. Николая. Старая церковь во имя св. Федора Тирона, просуществовала более трёх с половиной веков, пришла в ветхость и была разобрана. В 1887 году прихожане подняли вопрос о постройке каменной церкви. Через четыре года после рассмотрения вопроса, был заложен новый каменный храм. В 1891 году строительство каменной церкви было закончено. По своей вместимости, внешней и внутренней отделке церковь производила хорошее впечатление. Колокольня была каменная, ограда деревянная на каменном фундаменте. В конце 1940-х годов церковь переоборудована в учебный корпус школы-интерната. Остатки многих построек были разобраны в первые послевоенные годы, когда не хватало строительных материалов. И то, немногочисленное, что уцелело, дошло до нашего времени в неудовлетворительном состоянии. В настоящее время здание Николаевской церкви используется как подсобное помещение Рясненской школы–интернат.
Церковь Святой Троицы
Черневка — одна из старейших деревень района. Впервые упоминается в 1636 году. В ту пору в Бордиловском войтовстве Могилевской экономии Оршанского повета существовали села Черновцы и Черна, позже объединившиеся.
В современном мире границы между определениями село и деревня несколько размыты. Но если заглянуть в малый академический словарь русского языка, то все становится на свои места. В дореволюционной России село — это большое крестьянское селение, хозяйственный и административный центр для близлежащих деревень с обязательным наличием церкви. Храм был не просто духовным центром, но и местом, где велась метрическая книга, то есть документ, официально регистрирующий акты гражданского состояния (рождение, заключение брака и смерть).
Когда в Черневке построили церковь, точно неизвестно. Изначально здание было деревянным. Каменное возвели, по одним сведениям, на средства помещика в 1826 году. По другим, это произошло в 1860-м, и строительство велось на пожертвования крестьян. В общем, история черневской церкви имеет глубокие корни и успела обрасти легендами, одна из которых гласит, что при возведении храма люди стояли цепочкой от Черневки до Шклова, передавая друг другу кирпичи. А еще говорят, что в старые времена один из местных батюшек все требы для прихожан проводил бесплатно. После смерти его похоронили рядом с храмом, чтобы каждый прохожий мог остановиться и отдать дань уважения этому человеку.
Началом крестного пути для Православной Церкви и для других вероисповеданий на территории бывшей Российской империи стал 1917 год. Советское государство объявило своей целью построение «справедливого коммунистического общества» без Бога. Чтобы строить новый мир, недостаточно было уничтожить капиталистическую систему и старые законы. Надо разрушить идеологические основы старой России — религию, в частности, и таким образом переделать сознание и психику населения.
Как итог: священников подвергали ссылкам и заключению в тюрьмах, закрывались храмы… Так, из архивных документов известно, что служба в церкви Святой Троицы в Черневке совершалась до 1929 года. Позже церковь была переоборудована под клуб, который был в здании до начала Великой Отечественной войны.
Однако, несмотря на все усилия властей, успехи в борьбе с «религиозным дурманом» оказались относительными. В начале 1937 года в стране Советов проводилась первая перепись населения, в которой был пункт о религии. Результаты признали недействительными и засекретили. Одна из причин — большинство жителей «богоборческого» государства — более 56 процентов! признали себя верующими!
Неудивительно, что во время Великой Отечественной войны службы в церквях, оказавшихся на временно оккупированной территории, возобновлялись — по инициативе самих прихожан.
Запрещать стало некому, а немцы не препятствовали. Как пример: уже в сентябре 1941 года прихожане церкви Святой Троицы в Черневке начали ремонт в храме. Работы были завершены через несколько месяцев. За собственные средства был сооружен новый иконостас, престол и жертвенник, написаны необходимые иконы, приобретена нужная для служения утварь. В 1942 году в церковь был назначен священник.
Объективности ради: церковную политику нацистов на захваченной территории не следует воспринимать как акт гуманизма и великодушия.
Прежде всего, оккупационная власть пыталась использовать бедственное положение верующих в СССР в своих целях, противопоставляя: мы вернули религиозную свободу, отнятую у народа коммунистами… Но при необходимости оккупанты действовали жестко. Пример на местном же материале. Мария Герасимовна Свиткова ,1934 г.р., вспоминала: «До войны наша большая семья жила в поселке Васильевка, что в пяти километрах от еврейского местечка Черневка… Нас с односельчанами едва не спалили в церкви в деревне Кищицы. Немцы и полицейские уже согнали туда все население и заперли двери, но потом почему-то передумали и отпустили…»
Служение в черневской церкви прервалось осенью 1943 года — оккупанты готовили линию обороны между Проней и Басей и заставили жителей покинуть деревню. После прихода Красной Армии люди вернулись в родные места, но храм для них вновь оказался закрыт.
В государственном архиве Могилевской области хранится документ, который, несомненно, представляет интерес для краеведов. Граждане местечка Черневка одноименного сельсовета обращаются к уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Могилевской области товарищу Белинскому. В письме, датированном 12 октября 1946 года, они сообщают, что многие из верующих имеют желание открыть служение в церкви, которая осталась целой. Но из-за отсутствия священника и незнания, как все оформить, дело затянулось. А в сентябре 1946 года «по инициативе заведующего избы-читальни м-ка Черневка тов. Свиридова Владимира и других церковь обращают под клуб. Убрали все, что было в церкви, не знаем куда, иконостас разрушили и все иконы были сняты и сложены в кладовки… В настоящее время в церкви ставят кинокартины… Мы, верующие-прихожане, весьма возмущены таким поступком местной гражданской власти…»
Судя потому, что клуб в здании церкви остался, товарищ Белинский никак не отреагировал на просьбы «разобрать дело и навести порядок». Некоторые уступки Церкви, на которые пошло политическое руководство СССР в годы войны, осознавая консолидирующую и патриотическую силу православия (возможность восстанавливать храмы, открывать мастерские по изготовлению церковной утвари и др.) после победы вновь стали «религиозными пережитками».
Остатки костёла святого Казимира
В центре агрогородка Рясно, где сейчас проживает чуть более 800 человек, находятся руины костела, построенного в XIX веке. Первый, еще деревянный, храм в местечке появился в середине XVIII столетия и носил название Святого Косьмы. В сентябре 1775 года, с разрешения императрицы Екатерины II, костел был утвержден на неопределенное время приходским. Деревянный храм просуществовал до начала XIX века, когда вследствие сильного пожара он был уничтожен.
Строительство нового каменного костела длилось с 1812 по 1818 гг., а в 1819 году он был освящен в честь Святого Казимира.
Известно, что еще в 1910 году он находился в хорошем состоянии, был действующим и не требовал ремонта.
Во время Великой Отечественной войны костел сильно пострадал и больше не восстанавливался. По слухам, из него начинался подземных ход, ведший на другую сторону озера. В этом подземелье, якобы, хранились боеприпасы, которые и были взорваны, отчего сам тоннель завалило, а от костела остались одни развалины.
Кроме самого Рясненского костела на прилегающей территории размещались хозяйственные постройка, огород, сад, кладбище, деревянная колокольня. Они также не сохранились.
Храм этот является памятником архитектуры достаточно редкого для Беларуси стиля классицизм и напоминает римские строения. Он прямоугольной формы в плане базилика. В восточной части строение завершено высокой прямоугольной апсидой с полукруглым оконным проемом. Здание имело 18 окон. На алтарной части костела располагалось одно полукруглое окно. Бабинец был разделен двумя деревянными перегородками.
Боковые фасады памятника имели ризалиты с портиками, также состоящими из четырех колонн, которые аналогично главному фасаду, были оформлены с помощью двух полуциркульных ниш. Плоскости боковых фасадов были декорированы сандриками над дверными и оконными проемами.
Внутри пространство храма было разделено на нефы 16 колон, которые соединялись кирпичными сводами, вероятно цилиндрическими. Пол был сделан из тарчиц (небольших дощечек, типа паркетных). Информация содержащаяся о внутреннем и внешнем виде костела, имеется в «Ведомостях о костелах за 1831 год».
Руины костела — не единственная достопримечательность агрогородка. Также здесь находятся остатки усадебного комплекса Спытковских, памятника конца XIX века.