Меню
Председатель Дрибинского районного исполнительного комитета
Объект нематериального наследия
Нематериальное наследие — совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности человеческого сообщества, формирующих у его членов чувство самобытности и преемственности.
В Дрибинском районе нематериальное наследие представлено следующими объектами Государственного Списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь: самобытным промыслом, получившим локальное название «шаповальский» с уникальным языком «Катрушницкийлемезень» и технологией плетения лаптей в деревне Коровчино.
Шаповальство на Дрибинщине. История
Шерстобитно-валяльный промысел является довольно редким на территории Республики Беларусь. Своеобразная технология изготовления из овечьей шерсти валяных изделий (валенок, шапок-магерок, рукавиц) и условный язык «Катрушницкий лемезень» имеет свои проявления только на территории Дрибинского района, где сохранились потомственные мастера валяльного дела – «шаповалы».
Когда возникло «шаповальство» на Дрибинщине?
Существует мнение, что место, где сейчас расположен Дрибин, когда-то было пустынным, был только один фольварк Дрибин и деревня Старый Дрибин. Владелец фольварка, для того, чтобы увеличить население в своём имении и образовать местечко, стал приглашать селиться на незанятых местах всех желающих. На приглашение откликнулись люди разного общественного положения, разных сословий и профессий. В числе поселившихся в местечке Дрибин были и переселенцы из тех мест, где уже было развито шерстобитное и валяльное ремесло. Поселившись на новом месте, переселенцы стали изготавливать здесь свои изделия. Мастеровые стали брать себе помощников из местных жителей. Таким образом, по территории Дрибинщины распространилось «шаповальство».
Вторая легенда о возникновении шерстобитного и валяльного ремесла заключается в том, что бывший владелец имения – Оттон Тихоновецкий отдал несколько душ своих молодых крестьян для обучения валяльному мастерству в Нижегородскую губернию. Позже они работали на помещика и обучали мастерству своих детей и так утвердили это мастерство.
Валяльный промысел в Могилёвской губернии существовал в виде кустарного и отхожего промысла.
Преимущественно на дрибинской земле «шаповальство» существовало в виде отхожего промысла, так как не нужно было искать рынок сбыта продукции.
Жизнь кустаря – шаповала почти ничем не отличилась от жизни других крестьян. Землю шаповал обрабатывал сам с помощью своей семьи и только в редких случаях приглашал наёмного работника.
Закончив полевые работы мастера, собрав нехитрый инструмент, расходились во все стороны России, Белоруссии, Литвы, иногда добирались до австрийской границы на западе, до Москвы, до Киева. Известен случай, когда мастер Шарловский дошёл до Америки, где и остался жить и работать, ежегодно высылая семье более 300 рублей.
Шаповалы несколько отличались от остальных крестьян тем, что были образованней, хитрей. Говорили они по-русски более правильно, но часто прибегали к своему условному языку «Катрушницкому лемезню». Язык насчитывал 915 слов. Он хранился в строжайшем секрете. Появился этот язык для того, чтобы сохранить секреты ремесла.
Отличительной чертой шерстобитно-валяльного ремесла является то, что оно не требует сложных орудий труда и приспособлений. Недаром про мастеров говорили: «Где шаповал стал, там его и стан!».
Изделия дрибинских «шаповалов» славились своей прочностью и красотой. Самыми известными были тёплые, мастерски сделанные валенки и шапки-магерки в виде колпака, или усечённого конуса. Магерки, являлись неотъемлемой частью местного костюма, а также были распространены по территории всей Беларуси.
Шаповальство на современном этапе развития
Традиции шерстобитно-валяльного ремесла дошли и до наших дней. На базе Дрибинского районного историко-этнографического музея с 2005 года плодотворно работает любительское объединение «Шаповал», в которое вошли мастера-шаповалы, проживающие на территории Дрибинского района и в настоящее время занимающиеся изготовлением валяных изделий.
В 2009 году творчеству мастеров-шаповалов Дрибинского района за мастерское владение уникальной и редкой технологией валяльной добычи, воплощенной в производстве валяных изделий из шерсти был придан статус историко-культурной ценности Республики Беларусь, а 22 июля 2010 года Решением коллегии Министерства культуры Республики Беларусь любительскому объединению «Шаповал» было присвоено почётное звание «Народный любительский коллектив».
На сегодняшний день у любительского объединения «Шаповал» есть детский коллектив-спутник «Катрушник», который перенимает традиции и мастерство шаповалов, достойно продолжает, развивает и совершенствует этот промысел в соответствии с веяниями времени.
Занятия проходят в рамках музейно-педагогической программы «В гостях у деда Матея», которая была разработана с целью изучения возникновения и развития шерстобитного промысла на территории Дрибинщины. Время не стоит на месте, вносит свои коррективы, учащиеся детского объединения «Катрушник» освоили технологию «фильцевания» и украшают валяные изделия на любой вкус при помощи цветной шерсти, бисера и вышивки. В 2014 году детскому коллективу «Катрушник» было присвоено почётное звание «образцовый».
Государственное учреждение культуры «Дрибинский районный историко-этнографический музей» занимается сохранением, презентацией и трансляцией исторического и национально-культурного наследия.
Приоритетным направлением в работе музея является изучение, сохранение и передача традиций шерстобитно-валяльного промысла, сотрудничество с мастерами-шаповалами, носителями традиций народной культуры. Немаловажным остаётся участие сотрудников музея совместно с мастерами в областных, республиканских выставках-ярмарках, фестивалях, праздниках, мастер-классах, сохраняющих традиционные ремёсла и промыслы.
Одним из традиционных мероприятий, популяризирующих шерстобитно-валяльный промысел, является музейный праздник «День валенка». Мероприятие имеет насыщенную программу: тематическая экскурсия по залу «Шаповальство Дрибинского района», знакомство с условным языком «Катрушницким лемезнем» и историей возникновения валяльного ремесла на Дрибинщине, орудиями труда мастеров и демонстрация технологического процесса изготовления валяных изделий.
В целях развития интереса к традициям шерстобитно-валяльного ремесла Дрибинского края сотрудники музея регулярно проводят в детских учреждения района музейно-педагогические занятия в рамках музейно-педагогической программы «В гостях у деда Матея», которая была разработана с целью возникновения и развития шерстобитного промысла на территории Дрибинщины. Музейные занятия знакомят школьников с нематериальным и культурным наследием Дрибинского края, с передачей умений и навыков ремесла.
На базе государственного учреждения культуры «Дрибинский районный историко-этнографический музей» с 2018 года действует «Дрибинская школа шаповалов», которая направлена на обучение молодых и взрослых шерстобитно-валяльному ремеслу.
Школа шаповалов – прекрасный шанс пообщаться с мастерами-шаповалами, которые познакомят всех желающих с технологическим процессом изготовления валенок, орудиями труда и изделиями мастеров-шаповалов.
Для сохранения и популяризации элемента нематериального наследия - сотрудники музея регулярно проводят мастер-классы по изготовлению и украшению изделий из шерсти методом мокрого и сухого валяния (фильцевания), тематические экскурсии, которые знакомят гостей и жителей района с уникальной коллекцией и традициями валяльного ремесла.
Сегодня валяние на Дрибинщине активно развивается. Мастера-шаповалы производят валенки, шапки, сувенирную продукцию, которая восхищает своей красотой и декором.
Изучение, систематизация и пропаганда технологии плетения лаптей –историко-культурной ценности Республики Беларусь – остаётся приоритетным направлением в работе Дома ремёсел. С целью популяризации мастерства плетения Дрибинских лаптей, проводятся выставки, консультации, мастер-классы для тех, кто интересуется этим древним ремеслом. Успешно осваивают мастерство плетения лаптей учащиеся образцового кружка «Лапоточек» (руководитель Жорова Жанна Ивановна). Подвижные игры с лаптями всегда интересны и взрослым и детям. Экспозиция «Дрыбінскія лапці гісторыка-культурная каштоўнасць Рэспублікі Беларусь» пополняется и постоянно работает в выставочном зале Дома ремёсел. Любой посетитель может «прикоснуться» к истории старинного ремесла через мастер-классы:
Интерес к лаптям, как достижению прошлого в непосредственной связи с бытом, традициями и обычаями данной местности, не угасает. Лапти утратили своё функциональное предназначение повседневной обуви, но спрос на лапти, как обувь для отдыха на природе, как элемент национального костюма, как предмет украшения интерьера приобретает всё большее распространение. Мастера Дома ремёсел изготавливают под заказ лапти и как атрибут сценических костюмов, музейных экспонатов. Растёт популярность лаптей, как сувениров-оберегов и ценность их при этом не утрачивается – они продолжают народную традицию.
Дрибинские лапти и мастер-классы по технологии их изготовления представляются на международных, республиканских, областных, районных выставках и фестивалях, что способствует популяризации техники плетения лаптей, совершенствованию мастерства их участников.
Объекты историко-культурного наследия
Культурное наследие — неисчерпаемый источник творческой фантазии поколений, примеров совершенства таланта народов. Памятники древне-белорусской культуры свидетельствуют про славную и героичную жизнь народа. В них отражается историческая жизнь, высокая художественная и духовная культура, традиции наших предков. Несмотря на прошедшие столетия, огромнейшие разрушения минувших воин, а временами и целенаправленное уничтожение памятников в советский час, на Дрибинской земле сохранились храмы, жилые дома, разнообразные застройки далекого исторического прошлого. Это материализованный опыт культурного народа, который помогает нам сегодня видеть жизнь в движении и связи времен.
Братские могилы
Братская могила в д. Рясно является материальной историко-культурной ценностью Дрибинского района. В могиле захоронены 642 советских воина, которые погибли в боях против немецко-фашистских захватчиков в 1943-1944 годах. Среди похороненных — воины 32, 42, 60, 70, 95, 160 стрелковых дивизий. В 1964 года на могиле возведен памятник — скульптура воина.
Братская могила в г.п. Дрибин. В могиле захоронено 508 воинов и партизан, которые погибли при освобождении Дрибина в 1943 году в боях против немецко-фашистских оккупантов, которые происходили в 1943-1944 годах. Среди захороненных воинов 70-й и 222-й стрелковых дивизий. В 1984 году на могиле возведен памятник — скульптура воина с автоматом, вокруг — стелы с именами погибших воинов и земляков.
Братская могила в д. Черневка. В могиле захоронены 571 воин 42-й стрелковой дивизии, 49-й армии 2-го Белорусского фронта, которые погибли при освобождении деревни от немецко-фашистских захватчиков в июне 1944 года. В 1956 году на братской могиле возведен обелиск.
Братская могила в д. Кричеватка. В могиле захоронено 111 воинов, которые погибли в боях против немецко-фашистских захватчиков в 1943-1944 годах. Среди захороненных — воины 49-й, 64-й, 200-й, 369-й стрелковых дивизий, которые держали оборону на этом участке линии фронта. В 1948 году на могиле возведен обелиск, рядом доски с именами погибших земляков.
Братская могила в д. Головичи. В могиле захоронено 114 воинов, которые погибли в боях против немецко-фашистских захватчиков. В 1978 году на могиле возведен памятник — скульптура воина с автоматом.
Усадебный комплекс в д. Рясно конца ХIХ в.
Комплекс расположен в центре деревни и является памятником архитектуры 19 века. Усадебный комплекс построен в 1895 году, как летняя резиденция помещика Л.А.Спыткова. Комплекс, включал в себя каменный жилой дом, деревянный амбар, винокурню и небольшие хозяйственные постройки.
Жилой дом. Одноэтажное строение с цокольным этажом. Маленькие ризалиты по углам боковых фасадов и вся поверхность наружных стен расчленены горизонтальными рустованными лопатками. Под двухскатной крышей проходит ступенчатый карниз. Цоколь и основной этаж отделан поясом орнамента. Оконные проемы высокие, прямоугольные, без излишеств. Входы в дом выделены высоким каменным крыльцом. Внутренняя планировка строения нерегулярная. В большинстве помещений на потолке лепные узоры, по периметру — фризы и карнизы, украшенные виньетками, гирляндами, геометрическим орнаментом (не сохранилось). 1 сентября 1918 года в здании открыли школу. Во время оккупации района в доме находился военный госпиталь. С 1943-1944 г.г. в подвале дома находился маслодельный завод. Затем до начала 1990—х. годов в строении размещалась средняя школа. В настоящее время здание пустует. В здании делались различные временные перегородки, были уничтожены лепные украшения.В настоящее время здание требует реконструкции.
Амбар. Компактный сруб с двухскатной крышей, которая с одной стороны образовывает глубокий навес на двух деревянных столбах круглого сечения.
Винокурня. Помещение размещено поодаль от остальных строений. Одноэтажное каменное здание. Центральная часть выделена высокой мансардой с полукруглым окном. Фасады украшены аркатурными поясами. Оконные проемы без излишеств. Винокурня действовала, как спиртзавод до 1986 года. В 1986 году спиртзавод был закрыт.
Усадебный комплекс — памятник архитектуры неоклассицизма с элементами народного деревянного зодчества.Усадебный комплекс в д. Рясно конца ХIХ в.
Остатки костела Святого Казимира в д. Рясно ХIХ в.
Костел находится в центре деревни Рясно. Композиционное построение здания было характерно для эпохи классицизма, для которой было характерно монументальность форм, богатство и пышность интерьеров, распространенность галерей, портиков с колоннами. В 1751 году на средства Михаила Поцея в местечке строится деревянный костел ордена Иезуитов под названием Святого Косьмы. В сентябре 1775 года, с разрешения императрицы Екатерины II, костел утверждается на неопределенное время приходским. Деревянный костел просуществовал до начала 19 века, когда вследствие сильного пожара он был уничтожен.
Согласно архивным источникам строительство нового каменного костела в местечке Рясна началось в 1812 году. В 1818 году костел был построен из кирпича. В 1819 году храм был освящен под титулом Святого Казимира. Новый храм утверждается как приходской.
Костел представлял собой трехнефный объем, имеющий в плане форму базилики с прямоугольной апсидой и двумя сакристиями. Причем объем боковых нефов ниже основного и апсиды. Здание было накрыто двускатной крышей. Главный фасад, оформленный небольшими полуциркульными нишами и треугольными сандриками, определяет чытырехколонный портик дорического ордена, который завершается треугольным фронтоном с развитым антаблементом. Антаблемент имеет во фризе характерные для дорического ордера триглифы и метопы.
Боковые фасады памятника имеют ризалиты с портиками, также состоящими из четырех колонн. Аналогично главному фасаду, оформлены с помощью двух полуциркульных ниш. Кроме того плоскости боковых фасадов были декорированы сандриками над дверными и оконными проемами.
Храм — прямоугольной формы в плане базилика. В восточной части строение завершено высокой прямоугольной апсидой с полукруглым оконным проемом.
Костел является памятником архитектуры классицизма с широким использованием, здание имело 18 окон. На алтарной части костела располагалось одно полукруглое окно. Бабинец был разделен двумя деревянными перегородками.
Внутри пространство храма было разделено на нефы 16 колон, которые соединялись кирпичными сводами. Вероятно цилиндрическими. Пол был сделан из тарчиц (небольших дощечек, типа паркетной). Информация, содержащаяся о внутреннем и внешнем виде костела, имеется в «Ведомостях о костелах за 1831 год». Крыша костела первоначально была деревянная. Кроме того, существовало три крыльца, которые имели по три ступеньки.
В костеле существовало три престола:
Первый «Большой» в оном образе Пресвятой Богородицы на холсте изображенной. Икон с обеих сторон больших 5, малых 4, зеркал узких длинных 4 на престоле, имеющем у подножия три градуса, умещен ковчег столярной работы. Портатель с ненарушимою печатью.
Второй по правой стороне большого, с изображением на Иконе Благовещения Пресвятой Богородицы на стене, две Иконы по бокам оправлены в рамки.
Третий по левой стороне большого с Иконою Иисуса Христа и над оным на холсте изображенный ордерных элементов.
Первые сведения о повреждении костела относятся к 1843 году. Большая буря повредила крышу костела.
В 1853 году начался один из самых крупных ремонтов Рясненской приходской римско-католической церкви, который длился несколько лет.
В дальнейшем о костеле известно, что в 1910 году он находился в хорошем состоянии, был действующем и не требовал ремонта.
Во время Великой Отечественной войны костел сильно пострадал.
Кроме самого костела на плаце размещались хозяйственная постройка, огород, сад, кладбище, деревянная колокольня. Эти постройки не сохранились.
Костел д. Рясно — является одним из ярких примеров классицизма, направления распространенного на территории Беларуси в 18-19 веках.
До настоящего времени сохранились кирпичные стены и своды здания, которые могут служить остовом для реставрации и реконструкции здания. Следует отметить, что здания такой архитектуры представляют историческую редкость и чтобы избежать окончательного разрушения остова здания, необходима его реставрация и реконструкция.
Архитектурные памятники
Николаевская церковь. В конце XVI века на церковные средства, при помощи владельца местечка и местного помещика была построена деревянная церковь во имя св. Николая. Старая церковь во имя св. Федора Тирона, просуществовала более трех с половиной веков, пришла в ветхость и была разобрана.
В 1887 году прихожане подняли вопрос о постройке каменной церкви. Через четыре года после рассмотрения вопроса, был заложен новый каменный храм. В 1891 году строительство каменной церкви было закончено. По своей вместимости, внешней и внутренней отделке церковь производила хорошее впечатление. Колокольня была каменная, ограда деревянная на каменном фундаменте.
Церковь была официально закрыта в 1937 году, но к тому времени она уже не действовала. В конце 1940-х годов церковь переоборудована в учебный корпус школы-интерната.
Большинство памятников зодчества минувших столетий, были уничтожены в годы гражданской войны, в 1930-е годы. Особенно разрушительным было время Великой Отечественной войны. Остатки многих построек были разобраны в первые послевоенные годы, когда не хватало строительных материалов. И то, немногочисленное, что уцелело, дошло до нашего времени в неудовлетворительном состоянии.
В настоящее время для восстановления Николаевской церкви нужны большие денежные средства.
Свято-Покровская церковь в д. Кищицы. Построена в 1845 из кирпича. Объемно-пространственная композиция храма развита по удлиненной оси. Центральный квадратный в плане объем накрыт пологой шатровой крышей с луковицеподобной головкой. Его фасады завершены килеподобными фронтонами. Трехъярусная башня — колокольня, пристроенная со стороны главного фасада, накрыта шатровой крышей с головкой. Прямоугольные объемы притвора и абсиды накрыты двускатными крышами. Стены здания прорезаны большими полуциркульными оконными проемами. В декоративной отделке фасадов использованы пилястры, фронтоны, сандрики, ниши, профилированные карнизы и др. Во внутреннем пространстве церкви доминирует центральный зал, который перекрыт сомкнутым сводом на подпружных арках. Перекрытия остальных объемов цилиндрические. Церковь — памятник архитектуры с элементами классицизма и псевдорусского стиля.
Церковь в д. Черневка. Точных сведений о постройке этой церкви нет. Существует сведения, что в 1845 году существовала деревянная церковь, а в 1880 году была уже каменная церковь, которую строили совместными усилиями. Люди стояли цепочкой от Черневки до Шклова и передавали по цепочке друг — другу кирпичи. Старожилы говорят, что до войны в церкви служил батюшка преданный своему делу, который, все службы для прихожан вел бесплатно. После его смерти его и матушку похоронили рядом с церковью у дороги, чтобы каждый проходящий мимо мог остановиться и отдать дань уважения этому человеку. А после войны в здании церкви размещался клуб. И однажды во время танцев на окне высветился образ плачущей Богоматери. После этого события клуб был перенесен в другое место. В настоящее время идет активное восстановление церкви. На собрании местного УКСП было принято решение об отчислении из заработной платы каждого работника определенной суммы на восстановление церкви.
Памятники природы
Каждый человек должен чувствовать любовь к природе, уважение ко всему живому, предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Вполне очевидно, что чем ближе человек к природе, тем эффективнее его экологическое воспитание. Для того чтобы охранять природу, надо ее знать и любить. Человек должен знать и беречь в первую очередь ту природу, которая его непосредственно окружает.
Памятник природы «Трилесинские Исполины» находится на территории Первомайского сельского исполнительного комитета, где на земельном участке площадью 3,3 гектара произрастают деревья — богатыри (тополя и дуб, клен, липа). Территория памятника природы состоит из двух участков. Площадь первого участка составляет 1,5 гектара, на нем произрастают два тополя серебристых один в обхвате 589см., высотой около 40 метров, диаметром кроны более 20 метров, второй тополь в обхвате 472 см. На втором участке площадью 1,7 гектара, произрастает дуб длинной окружности 395 см.
Памятник природы «Лесные богатыри» имеет общую площадью 20 гектаров. На землях Первомайского лесничества, Горецкого лесхоза. На участке произрастают ценные породы деревьев: шесть дубов диаметром −92см., три дуба диаметром −110 см., вяз диаметром −80 см. и четыре ольхи диаметром −80 см. Этот участок леса выделяется своей величавой красотой. Лес является основным производителем кислорода и главным потребителем углекислого газа.
Памятник природы «Каменский бор». Этот памятник природы, расположен на землях Ряснянского лесничества Горецкого лесхоза. Общая площадь 12,1 гектар. На участке леса площадью 8,5 г. произрастают сосна, ель, осина и дуб. Сосна занимает 80% площади, а возраст деревьев более 90 лет. Среди леса расположено озеро, площадью 3,6 га, на котором растут белые лилии. Вокруг озера проходит лесная тропинка. Красота озера и величавых сосен привлекают в эти место многих людей, для отдыха среди природы.
Памятник природы «Гремячая криница». Находится на территории Ряснянского сельского исполнительного комитета, на землях Ряснянского лесничества Горецкого лесхоза. Водный объект — родник «Гремячая криница» благоустроен и является местом традиционного отдыха населения. Название родника соответствует его старинному названию, так утверждают старожилы деревни Рясно. Издавна люди приходят к источнику, что бы напиться и унести с собой кристально чистую воду. Территория, прилегающая к источнику отличается своеобразностью и живописностью мест. Здесь стоит беседка, удобные подходы к источнику.
Памятник природы «Гонтовля». Находится в деревне Гонтовля, Михеевского сельского исполнительного комитета. Памятник природы расположился посреди облесенных участков, площадью 3,2 га., которые своеобразно вписываются в условия быта сельской местности. На участках памятника имеются единичные деревья граб и дуб.