predsedatel
Дмитрий Павлович Чигирь

Председатель Дрибинского районного исполнительного комитета

Дрибинщина — живописный, красивейший уголок с богатой историей и трудолюбивыми людьми, которые всегда очень рады гостям!

Дрибинский районный
исполнительный комитет

Церковь Святой Троицы, а.г.Черневка

Черневка — одна из старейших деревень района. Впервые упоминается в 1636 году. В ту пору в Бордиловском войтовстве Могилевской экономии Оршанского повета существовали села Черновцы и Черна, позже объединившиеся.

В современном мире границы между определениями село и деревня несколько размыты. Но если заглянуть в малый академический словарь русского языка, то все становится на свои места. В дореволюционной России село — это большое крестьянское селение, хозяйственный и административный центр для близлежащих деревень с обязательным наличием церкви. Храм был не просто духовным центром, но и местом, где велась метрическая книга, то есть документ, официально регистрирующий акты гражданского состояния (рождение, заключение брака и смерть).

Когда в Черневке построили церковь, точно неизвестно. Изначально здание было деревянным. Каменное возвели, по одним сведениям, на средства помещика в 1826 году. По другим, это произошло в 1860-м, и строительство велось на пожертвования крестьян. В общем, история черневской церкви имеет глубокие корни и успела обрасти легендами, одна из которых гласит, что при возведении храма люди стояли цепочкой от Черневки до Шклова, передавая друг другу кирпичи. А еще говорят, что в старые времена один из местных батюшек все требы для прихожан проводил бесплатно. После смерти его похоронили рядом с храмом, чтобы каждый прохожий мог остановиться и отдать дань уважения этому человеку.

Началом крестного пути для Православной Церкви и для других вероисповеданий на территории бывшей Российской империи стал 1917 год. Советское государство объявило своей целью построение «справедливого коммунистического общества» без Бога. Чтобы строить новый мир, недостаточно было уничтожить капиталистическую систему и старые законы. Надо разрушить идеологические основы старой России — религию, в частности, и таким образом переделать сознание и психику населения.
Как итог: священников подвергали ссылкам и заключению в тюрьмах, закрывались храмы… Так, из архивных документов известно, что служба в церкви Святой Троицы в Черневке совершалась до 1929 года. Позже церковь была переоборудована под клуб, который был в здании до начала Великой Отечественной войны.
Однако, несмотря на все усилия властей, успехи в борьбе с «религиозным дурманом» оказались относительными. В начале 1937 года в стране Советов проводилась первая перепись населения, в которой был пункт о религии. Результаты признали недействительными и засекретили. Одна из причин — большинство жителей «богоборческого» государства — более 56 процентов! признали себя верующими!

Неудивительно, что во время Великой Отечественной войны службы в церквях, оказавшихся на временно оккупированной территории, возобновлялись — по инициативе самих прихожан. Запрещать стало некому, а немцы не препятствовали. Как пример: уже в сентябре 1941 года прихожане церкви Святой Троицы в Черневке начали ремонт в храме. Работы были завершены через несколько месяцев. За собственные средства был сооружен новый иконостас, престол и жертвенник, написаны необходимые иконы, приобретена нужная для служения утварь. В 1942 году в церковь был назначен священник.
Объективности ради: церковную политику нацистов на захваченной территории не следует воспринимать как акт гуманизма и великодушия.

Прежде всего, оккупационная власть пыталась использовать бедственное положение верующих в СССР в своих целях, противопоставляя: мы вернули религиозную свободу, отнятую у народа коммунистами… Но при необходимости оккупанты действовали жестко. Пример на местном же материале. Мария Герасимовна Свиткова ,1934 г.р., вспоминала: «До войны наша большая семья жила в поселке Васильевка, что в пяти километрах от еврейского местечка Черневка… Нас с односельчанами едва не спалили в церкви в деревне Кищицы. Немцы и полицейские уже согнали туда все население и заперли двери, но потом почему-то передумали и отпустили…»

Служение в черневской церкви прервалось осенью 1943 года — оккупанты готовили линию обороны между Проней и Басей и заставили жителей покинуть деревню. После прихода Красной Армии люди вернулись в родные места, но храм для них вновь оказался закрыт.
В государственном архиве Могилевской области хранится документ, который, несомненно, представляет интерес для краеведов. Граждане местечка Черневка одноименного сельсовета обращаются к уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Могилевской области товарищу Белинскому. В письме, датированном 12 октября 1946 года, они сообщают, что многие из верующих имеют желание открыть служение в церкви, которая осталась целой. Но из-за отсутствия священника и незнания, как все оформить, дело затянулось. А в сентябре 1946 года «по инициативе заведующего избы-читальни м-ка Черневка тов. Свиридова Владимира и других церковь обращают под клуб. Убрали все, что было в церкви, не знаем куда, иконостас разрушили и все иконы были сняты и сложены в кладовки… В настоящее время в церкви ставят кинокартины… Мы, верующие-прихожане, весьма возмущены таким поступком местной гражданской власти…»
 Судя потому, что клуб в здании церкви остался, товарищ Белинский никак не отреагировал на просьбы «разобрать дело и навести порядок». Некоторые уступки Церкви, на которые пошло политическое руководство СССР в годы войны, осознавая консолидирующую и патриотическую силу православия (возможность восстанавливать храмы, открывать мастерские по изготовлению церковной утвари и др.) после победы вновь стали «религиозными пережитками.